29 августа 2015, 12:47, Юлия БЫБА

"Свой путь" – это рассказ о смелых людях

Продолжается прием заявок на участие в Международном кинофестивале "Свой путь", конкурсные мероприятия которого пройдут с 17 по 24 сентября в Уфе.

"Свой путь" – это рассказ о смелых людях

И хотя у желающих направить свой фильм для участия в фестивале еще есть несколько дней, уже можно сделать некоторые выводы не только о кинолентах, но и об их создателях.

Представленные фильмы как нельзя лучше показывают, сколь схожи проблемы поиска своего пути в жизни людей в России и Грузии, в Сербии и Украине, в Румынии и Беларуси… В разных странах, в непохожих социальных условиях, жизнь каждого человека зависит прежде всего от него самого и от его отношения к тому, что происходит.

Тематика картин разнообразна как сам мир. В центре внимания известные личности Серебряного века ("Коктебельские камешки", режиссер Андрей Осипов) и человек, который вывел односельчан из пылающей деревни во время лесных пожаров ("Леша", режиссер Елена Демидова). Хор донских казаков, созданный за рубежом в 1920-е годы, завоевавший невероятную популярность по всему миру, но так и не исполнивший свою главную мечту – выступить на Родине ("Как казаки мир покорили", режиссер Гули Тагиева), и человек, прошедший ГУЛАГ ("Ни слова о ГУЛАГе", режиссер Дарья Юшманова). Женщина – социальный работник, которая в любую погоду проходит по несколько километров, чтобы навестить стариков, живущих в заброшенных деревнях Вологодской области ("Корыто, лыжи, велосипед", режиссер Иван Твердовский), и дети, вынужденные стать взрослыми, живя в семье алкоголиков ("Машка", режиссер Игорь Каграманов).

Грань между реальностью и вымыслом тонка. Судьбы героев документальных кинолент могут соперничать с самыми удивительными сюжетными линиями в фильмах художественных. Одна из таких "сказочных" историй случилась с героем картины "Перекресток". Более 20 лет белорусский художник Валерий Ляшкевич, работы которого находятся в коллекциях по всему миру, а персональные выставки работ проходили в Национальном художественном музее Минска, вынужден жить на вокзале, бродяжничать, не переставая при этом писать картины. История легла в основу дебютного фильма режиссера Анастасии Мирошниченко. Судьба героя тронула сердца людей далеко за пределами Беларуси – общими усилиями удалось собрать деньги, необходимые для покупки маленького домика в пригороде Гомеля. Фильм, созданный силами волонтеров, получил множество наград на международных кинофестивалях. Когда в июле этого года права на его показ приобрел шведский телеканал, съемочная группа неожиданно для себя получила свой первый гонорар!
Ответ на вопрос, почему среди поступивших заявок так много поразительных фильмов и удивительных судеб самих создателей, кроется в тематике фестиваля. Пожалуй, только внутренняя зрелость заставляет человека сделать фильм о тех, кто не боится следовать своим путем в жизни.

Судьбы авторов фильмов не менее интересны. Андрей Осипов и Иван Твердовский – признанные мэтры российской кинодокументалистики, их картины уже много лет востребованны на фестивалях в России и по всему миру. Но даже они не сразу выбрали свою профессию. Так, получивший множество престижных наград за свои фильмы Андрей Осипов сначала десять лет трудился инженером-атомщиком в Крыму.
Режиссер Елена Демидова, окончив Бауманку, более 15 лет работала в Воронежской области сначала преподавателем математики и информатики в ПТУ, а потом в службе теленовостей. Судьбоносная встреча с режиссером Мариной Разбежкиной открыла мир кино и радикально изменила жизнь.

Работая в угольной, а потом в сталелитейной компаниях, успешный менеджер Анна Симакова однажды задумалась, что ответить ребенку на вопрос, чем мама занимается на работе? Управленческая отчетность и презентации для акционеров? По счастливому совпадению несколько коллег Анны тоже решили уйти из компании. Единомышленники создали частный социальный проект – реабилитационный центр "Три сестры". Помогая людям подняться из коляски, они не захотели мириться и с проблемой отношения в обществе к инвалидам. Так появилась кинолента "Я хочу туфли" – о девушке, физические возможности которой после аварии ограничены. Впрочем, это не мешает ей жить полноценной жизнью – работать в солидной компании, водить машину. Для авторов фильм стал возможностью сказать, что человек после травмы даже в измененном физическом состоянии может оставаться сильным и по-прежнему быть опорой для людей, которых он любит. У начинающих кинематографистов не было денег на актеров, поэтому картину снимали собственными силами, играли, по сути, самих себя. Кинолента завоевала несколько наград на фестивалях, а встреча со съемочной группой непременно вызывает воодушевление зрителей.

Журналистикой не исчерпывались все таланты Виктории Казариной. Она увлеклась документальным кино. Сейчас на счету режиссера несколько картин, одна из которых – "Игра вслепую" о незрячей пианистке Елене Кухаренко, участвует в фестивале. После травмы девочка из маленького белорусского города ослепла, денег на лечение в семье не было… Талантливая и целеустремленная Лена поступила в Москве в музыкальный вуз. Сегодня в ее копилке несколько наград международных конкурсов, но, к сожалению, время потеряно, и Елена уже никогда не сможет видеть. Судьба красивой молодой женщины, сильной и великодушной не оставляет зрителей равнодушными, а "Игра вслепую" получает неизменно высокие оценки кинокритиков и коллег по цеху.

С классикой советского кинематографа "Королевой бензоколонки" вполне может посоперничать героиня документальной ленты "Хозяйка автобуса" Наталья Семенюк. Подававшая надежды оперная певица работала в музыкальном театре. Не сумев найти свой путь на музыкальный Олимп в "лихие 90-е", стала кондуктором в автобусе, чтобы прокормить себя и ребенка. Сегодня ее доброту, заботу и жизнерадостность знают и ценят многие пассажиры маршрута. Не менее удивительна история режиссера картины: Виктор Стародубцев вместе со своим братом создал бесплатный хоспис в Железногорске (Красноярский край). В какой-то момент начал снимать и документальное кино, потому что "эти истории поучительны и достойны того, чтобы о них узнали другие, прежде всего, молодые люди".

Невозможно рассказать о всех фильмах, поступивших на фестиваль. Но едва ли не каждая кинолента поднимает серьезные вопросы, заставляет зрителя задуматься о себе и о людях, которые находятся рядом. Ведь даже за привычным ярлыком "бомжа" может скрываться талантливый и беззащитный художник, который несколько десятилетий ежедневно борется за то, чтобы, оказавшись на самом дне жизни, оставаться человеком и следовать своему предназначению.


Политика В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций В бундестаге объяснили опасность антироссийских санкций

Антироссийские санкции являются бесполезными, а их сохранение вредит немецкому бизнесу и ведет к переориентации России на экономическое взаимодействие с Китаем.

В мире Американские военные готовят операцию в Персидском заливе Американские военные готовят операцию в Персидском заливе

США разрабатывают военную операцию под названием "Страж", призванную обезопасить морские пути на Ближнем Востоке, говорится в заявлении Центрального командования США.

Экономика Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля

Следующая пятница, 26 июля, может стать самым плохим днем для рубля, заявил "Российской газете" эксперт "Международного финансового центра" Владимир Рожанковский.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Где достать травматический пистолет? Где достать травматический пистолет?

Недавно я подслушала разговор двух подростков. Мальчишка постарше советовал второму купить травматический пистолет в любом киоске,( он сам так сделал), где не спрашивают, сколько тебе лет, были бы деньги.