31 августа 2015, 12:02, Елена Семенова

Пожилой Буратино на выставке "Крекс, фекс, пекс"

До 2 ноября в Государственном литературном музее в Трубниковском переулке (Дом И.С Остроухова) проходит выставка "Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка"

Пожилой Буратино на выставке "Крекс, фекс, пекс" "Семья Буратино", автор Виктор Назарити

Устроенная по случаю 80-летнего юбилея любимого детворой персонажа Алексея Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино" экспозиция в Доме И.С. Остроухова, созданная усилиями ГЛМ и галереи ГРОСart, заняла не только все помещения первого этажа, но и внутренний сад, где расположились деревянные заборчики, в которых каждая доска выполнена в виде Буратино. Лужайку опоясывают белые щиты с работами Георгия Литичевского и Леонида Тишкова. Здесь можно увидеть самые причудливые интерпретации "буратинской" темы: и Буратино-кентавра, волосы и борода которого прорастают ветвями, и Буратино-Икара, взмывающего на огромных крыльях, и Буратино – Железного дровосека, и Буратино – двуликого Януса, и даже зловещий сюрреалистический образ, в котором два Буратино, растущие из одного ствола, вырезают друг другу ножами отверстия рта и глаз. Но – это всего лишь прелюдия к главной экспозиции. Основываясь на богатейшем материале, создатели "рассказали" долгую историю деревянного человечка, начиная с издания в 1911 году во Флоренции книги Карло Коллоди и заканчивая современными переосмыслениями современных художников.

Театральную предысторию сказки раскрывают французские раскрашенные гравюры XVII века с актерами-акробатами, балансирующими на канатах, с персонажами комедии дель арте, а также старинные куклы в сундуке из "Кукольного театра художников Ефимовых" 1920-30-х годов. Декадентскую атмосферу Серебряного века (некоторые персонажи которого перекочевали в сказку) со всеми ее символами – ключиком, таинственной дверцей, лестницей, ведущей в подземелье, создают подернутые тонким флером таинственности иллюстрации к стихам Блока кисти Михаила Соколова и Сергея Судейкина. Экспозиция позволяет узнать историю создания русского варианта сказки: вначале молодой Толстой прочитал итальянскую повесть в 1906 году в журнале "Задушевное слово", позже, вдохновившись, написал пьесу "Дочь колдуна и заколдованный королевич". Следующим этапом стало вышедшее в 1924 году в Берлине издание Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" в переделке и обработке Толстого с переводом Нины Петровской. Главы сказки "Золотой ключик или Приключения Буратино" непосредственно с авторством Толстого начали публиковаться с 1935 года в газете "Пионерская правда". Читатели, помнившие Пиноккио, сначала восприняли Буратино с недоумением, но писателю удалось настолько творчески умело и логично объяснить появление русской версии, что выдумкой восхитился сам Юрий Олеша.



Интересно проследить, как трансформировался "отлитый" с форм Пиноккио облик Буратино в иллюстрациях русских художников. Он постепенно потерял марионеточную долговязость и стал больше походить на обыкновенного мальчика. В качестве одежды получил яркую красную курточку, полосатый колпачок, черты лица стали более задорными, добрыми (что, кстати, объясняется и трансформацией характера). Единственное, что сохранилось от Пиноккио – это символ любопытства – длинный острый нос. Первыми иллюстраторами были Бронислав Малаховский и Николай Муратов (конец 1930-х), у которых образ Буратино еще слегка намечен, наживлен. Характерные озорные черты герой приобретает в 50-е годы у Аминадава Каневского. Привычный, популяризированный облик Буратино появился на иллюстрациях Леонида Владимирского и Виктора Пивоварова (70-е годы), а более романтичный и волшебный облик с тонким носом-соломинкой родился в 80-е на картинах Александра Кошкина. На выставке "Крекс, фекс, пекс…" интересно и детям, и взрослым. Дети могут поиграть в деревянные кукольные марионетки, заглянуть в дырочку на нарисованном очаге, взрослые – оценить концептуальные идеи Игоря Макаревича, Леонида Тишкова, Нины Котел, Николая Терещенко и других. В одном из залов можно посмотреть фильм 1939 года Александра Птушко "Золотой ключик". Кроме того в музее до 27 сентября проводятся мероприятия: например, мастер-класс художника-кукольника, мастер-класс по изготовлению театральных масок, игрушек из шерсти, мастер-класс по оптическим иллюзиям и многое другое.



Политика Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2" Немецкий депутат ответил на угрозы США из-за "Северного потока – 2"

США не должны шантажировать Германию в связи со строительством "Северного потока" – 2, это противоречит отношениям между суверенными государствами, все противоречия нужно решать с помощью диалога, так же, как и в вопросе о санкциях против России, заявил глава германо-российской группы в немецком бундестаге Робби Шлунд, который вместе с коллегами находится с визитом в РФ.

В мире Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ зафиксировали обстрел школы в неподконтрольном правительству Украины населенном пункте Золотое-5.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда. Фильмы Франко Дзеффирелли останутся в нашей памяти навсегда.

Творчество этого великого итальянца словно магнитом притягивало к себе, потому что на экране он творил чудеса. Вот почему его уход из жизни на 97-ом году в Риме можно считать закатом великой империи романтического кино.