14 марта 2016, 22:05, Юрий Васин

Уход Натальи Леонидовны – это большая утрата...

В ночь со второго на третье марта среди нас не стало Натальи Леонидовны Крачковской. В нашей действительности стало меньше искренних добрых лучезарных улыбок. Ничуть не покривлю душой, говоря: "Уверен, что для нас это – потеря".

Уход Натальи Леонидовны – это большая утрата...

Для нас – это не только для российского кино; для людей, с ней знакомых и для знакомых с её творчеством, но и для всего человеческого общества. Когда речь идёт о таких людях, абсолютно никакого значения не имеет – дали им те или иные титулы, звания, регалии, должности, ордена, медали, кубки, статуэтки, другие цацки, или нет. Она – актриса по призванию. Настоящая. И несущественно, даже – главные роли она играла, или второстепенные, или вообще – эпизоды. Важно то, что увидевшие её на экране – запомнили именно её. Любители настоящего хорошего кино помнят её по работам в фильмах "Двенадцать стульев", "Не может быть!", "Иван Васильевич меняет профессию", "Человек с бульвара Капуцинов", и в других; а также в разных историях "Ералаша".

С Натальей Леонидовной я познакомился лично чуть больше двенадцати лет назад и с тех пор, мы не раз общались по телефону. Мне было не больше семнадцати лет, когда я в первый раз ей звонил. Меня трясло от волнения – всё-таки звоню живой легенде, мало ли что. А вдруг у неё сложный характер или пресловутая "звёздная болезнь"? Каковы же были мои восторг и благодарность ей, когда все мои опасения не оправдались. Однако, лучше предоставлю слово самой Наталье Леонидовне, сказавшей об этом мне очень точно и метко: "Я совершенно не больна "звёздной болезнью". Я считаю, что "звёздная болезнь" – большая глупость. Её не должно быть. Забравшись на эту "гору", самое трудное – на ней удержаться, поэтому не надо болеть этой болезнью. С этой горы так сковырнут, так больно падать!" Это – не пустые слова, не кокетство, но действительно так. Всякий раз, когда я ей звонил для своих авторских рубрик, она не оставляла без ответа ни одного моего вопроса. Отвечала без подготовки и абсолютно искренне. Как-то раз, в ходе разговора она сообщила, что неважно себя чувствует и у неё сейчас сидит врач, но, несмотря на эти обстоятельства она содержательно и интересно, а не формально ответила на мои вопросы. Наталья Крачковская из того поколения, в котором воспитывали прежде всего ЛЮДЕЙ – ответственных, совестливых, отзывчивых, трудолюбивых и добрых. Люди этого поколения точно знают, что любое пренебрежение к людям – недопустимо, поэтому среди них почти не встречаются больные "звёздной болезнью". Кстати, к карьеристам Наталья Леонидовна себя тоже не относила. Призналась в одном из наших с ней разговоров, что "никогда не думала о карьере, как таковой". Относится "с уважением к людям, которые знают как её делать и делают её", считает, что "это люди очень целеустремлённые, так сказать, сильные духом", но она сама не занималась карьерой, а просто работала. Абсолютно трезво актриса оценила нашу российскую свободу слова в 2000-ных годах, сказав мне: "Сейчас она абсолютно бесконтрольна. Говори – что хочешь. Думать надо. Просто не думают, ведь отвечать за это не надо". Однажды откровенно сообщила мне, что "к сожалению, абсолютно не уверена" в завтрашнем дне, "потому что нет стабильности". О степени откровенности, искренности и естественности любимицы миллионов легко можно судить по её ответу на один из актуальных всегда в России вопросов, блестяще сформулированный русским классиком Некрасовым: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Я задал ей как-то этот вопрос, и ответ последовал такой: "Не знаю, но только не русским. Русскому человеку очень трудно. Во всяком случае, у него одни обязанности и никаких прав. Вроде бы он хозяин на этой земле, а на ней столько живёт разных  людей. Они как гости, а гостей оберегать надо. Так у нас получается, что оберегаем всех окружающих, забывая о себе". Многие ли могут себе позволить в наши политкорректные времена говорить то, что думают на самом деле; то, о чём многие думают, но боятся сказать вслух; назвать вещи своими именами? А много ли звёзд такого масштаба способны на подобное? Учитывая недавний страшный случай в Москве, особенно актуален ответ Натальи Леонидовны на мой вопрос: "Нужна ли в России смертная казнь?" Она сказала следующее: "Да, потому что человеку на нашей земле настолько всё дозволено. Как можно человека, который убил другого человека и не одного, реабилитировать? Есть хорошая поговорка: "Око за око". По крайней мере, если бы была смертная казнь, поменьше бы было, наверное, бед на этой земле. Человек, всё-таки существо боязливое, он бы знал, что за это с него спросят. А так – чего не убивать, если не спросят?" Был ещё такой случай, когда Крачковская подтвердила, что "звёздная болезнь" – это не про неё. Городские власти обсуждали – как оградить горожан от вредных шумов и вопрос оказался, как водится, в центре внимания общества. Главный редактор газеты, в которой выходила тогда моя авторская рубрика, дала мне задание: выяснить у нескольких знаменитостей – какой шум их больше всего раздражает? Я решил попробовать задать такой, мягко говоря, нетипичный вопрос актрисе. Она отреагировала совершенно адекватно и, ничуть не удивившись, рассказала, что её раздражает, "когда под окнами ставят машины, они сигналят, и к ним очень долго не идут хозяева", что "очень неприятно, когда над ухом в три часа утра орёт машина", потому что она спит "как правило с открытыми окнами", живёт на третьем этаже, а чей-то автомобиль "орёт под окнами дурным голосом". Актриса сказала, что понимает, "что люди должны как-то оберегать себя от негативных ситуаций, но почему за счёт здоровья других?" Скажу ей большое спасибо за то, что она, не смотря ни на что, осталась, прежде всего, адекватным человеком. Точно знаю теперь уже, что не каждый знаменитый человек, даже из того же поколения, способен побороть в себе ощущение собственного величия и снизойти до ответа на обычный житейский вопрос. Но Наталье Леонидовне ничего перебарывать в себе не нужно было, так же как и снисходить. Общаясь с ней по телефону, я узнал, что она празднует Пасху и в этот светлый праздник старается испечь пасхальный пирог – такой, как пекла когда-то её бабушка. Трогательную историю актриса поведала мне, когда я спросил о её самом ярком впечатлении от театра: "Это было в раннем детстве, когда я впервые в жизни была в театре. Это был спектакль "Аленький цветочек". Среднюю сестру там играла моя мама. Я была так потрясена, когда увидела её на сцене. Когда спектакль закончился, я прибежала к ней за кулисы и спросила: "Ты моя мама или сестра?" Это потом я уже стала "театральным ребёнком", росла за кулисами. И театр уже не так потрясал". Прославилась Крачковская своим чувством юмора и лёгким ироничным отношением к себе, которые также проявились в кино. Достаточно вспомнить, с каким удовлетворением она рассказывала мне о том, что снялась в фильме "Секрет фараона": "Это замечательная комедия, режиссёр которой – Михаил Кокшенов". Сыграла она в этом фильме роль Нефертити.

Для меня, уход Натальи Леонидовны – это утрата. Мне будет её не хватать. Уверен, что не только мне. Утешает то, что она не ушла бесследно. Своими киноработами продолжает дарить людям – нам – зрителям радость, веселье, добрый смех и согревает своим душевным теплом. Надеюсь, что и её душе сейчас хорошо.


В мире Впереди – третья интифада Впереди – третья интифада

Интифада - это сепаратистское движение, целью которого является отделение Палестины от Израиля. В настоящее время она понимается как вооруженная борьба арабов за освобождение Западного берега и Сектора Газа.


Спорт Новое слово в мире ставок на спорт Новое слово в мире ставок на спорт

В России ставки на спорт принимают как минимум 15 крупных букмекеров. Как не утонуть в этом море информации? Помощник в выборе букмекерских контор Topbukmeker поможет сделать правильный выбор