7 мая 2016, 13:28

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - возможно, новый природный заповедник

Прошло 30 лет со времен самой страшной ядерной катастрофы в мире, но до сих пор не ясно, насколько сильно пострадала местная флора и фауна, в результате выброса огромного количества радиации.

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - возможно, новый природный заповедник

В первые часы 26 апреля 1986 года, в эксперименте, предназначенном для изучения ядерного реактора была совершена ошибка, которая в итоге стала фатальной, приведшей к катастрофе. В течение недели, сотни тысяч людей в радиусе 30 км от места трагедии были спешно эвакуированы. Все население Чернобыля покинуло свои дома, но что стало с природой и ее обитателями? Как же пережили катастрофу популяции огромного количества видов животных, населявших Чернобыль и леса около него?

До наших дней, эта зона остается необитаемой. Но так ли это на самом деле? Если вы смелый турист, и решите отправиться в Чернобыль сегодня, то сможете увидеть, что зона отчуждения сейчас не так безжизненна, как кажется на первый взгляд. Возникает интересный вопрос: означает ли это, что природа может сама справиться с таким количеством радиации в масштабах Чернобыля?

Последствия Чернобыльской катастрофы были ужасающими. В одном из районов лесов, на площади, примерно 4-5 кв. км, погибли практически все хвойные деревья. Они первыми приняли на себя удар радиации. Их иголки превратились в сухие рыжие колючки, именно поэтому этот лес был в последствии назван — рыжим.

— В первый год после катастрофы, на наиболее загрязненных территориях многие животные были убиты радиацией, популяция многих серьезно снизилась,

— В некоторых зонах уровень радиации резко упал в первые месяцы после заражения,

Сейчас точно неизвестно, когда именно началось восстановление природы. Западные ученые в один голос говорят о том, что в первые годы в Чернобыль, для изучения влияния радиации, пускали только советских ученых, а те, к сожалению, делали упор только на исследование человеческого организма, не уделяя должного внимания природе.

В конце 1980-х годов, местные ученые начали программу аэросъемки трех видов: лося, косули и кабана. Они хотели выяснить, как сильно изменилась численность особей после радиационного вмешательства. По окончании периода исследований и наблюдений за животными, был сделан вывод — популяция всех трех видов начала восстанавливаться. Однако зарубежные ученые раскритиковали работу своих советских коллег, указав на то, что вертолет - это не самый точный способ получения достоверной информации. Однако, даже по этим исследованиям они вынуждены были согласиться с тем, что популяция животных начала восстанавливаться.

В середине 1990-х годов появились более точные исследования о том, что же происходит с природой Чернобыля под влиянием радиации. Команда экологов из Украины и США установили ловушки для того, чтобы наблюдать, как изменились популяции мелких грызунов. Ими были пойманы полевки, мыши и землеройки, в результате чего было обнаружено — обилие и разнообразие видов внутри зоны отчуждения и за ее пределами более менее идентично. Другими словами, в течении 10 лет после катастрофы, в популяциях мелких млекопитающих не было зафиксировано никаких побочных действий от радиации.

В прошлом году Джим Смит и его коллеги из Беларуси, Великобритании, России и Германии опубликовали данные о наиболее углубленном, на сегодняшний день, исследовании популяции млекопитающих в зоне отчуждения. В период с 2008 по 2010 года ими было обследовано сотни километров тропинок животных, для оценки популяции лосей, волков, диких кабанов, косуль и лисиц. Они зафиксировали, что численность животных практически равна той, которая была вычислена в заповедниках Белоруссии. А, например, популяция волков увеличилась почти в семь раз, чем была до катастрофы. Так же ученым были созданы фотоловушки, которые срабатывали на движение. Это было сделано для того, чтобы лучше понять опасность воздействия радиации на человека и животных. С помощью них было найдено огромное количество видов: бобры, барсуки, рыси, зубры и даже бурый медведь.

Однако, было бы неправильно сделать заключение о том, что дикая природа Чернобыля здорова. Например, что касается пауков и прочих насекомых, то их численность на территории зоны отчуждения после выброса радиации существенно сократилась. Ученые отмечают, что после выброса огромного количества радиации появились последствия на генетическом уровне — повреждения хромосом, что в дальнейшем привело  к возникновению самых разнообразных мутаций. К примеру, среди рыжих полевок в зоне отчуждения наблюдается высокое число особей, у которых после загрязнения стали развиваться болезни глаз, и самое частое из них — катаракта. Однако, нашлись другие ученые, которые оспорили данную версию,  посчитав, что возможность диагностирования катаракты у полевок очень сложна, да и вообще, это заболевание может быть не связано с радиацией.

Таким образом, на данный момент, спустя 30 лет после катастрофы, существует два противоположных мнения о состоянии флоры и фауны Чернобыля. Ученые, приверженцы первого мнения, утверждают, что природа в состоянии сама справиться с последствиями такого масштабного заражения, а другие спорят с ними и считают, что природа слишком уязвима к подобным катастрофам и восстановиться сама она не в состоянии. Самое важное сейчас прийти к общему мнению, чтобы решить, как же дальше вести исследования флоры и фауны Чернобыля, для того, чтобы по возможности исключить все возможные риски в развитии природы не только этого региона, но и в целом всей экосистемы. Сейчас ведется множество работ по изучению последствий катастрофы, остается только надеяться, что к следующей значимой годовщине катастрофы, проезжая мимо Чернобыля, наследие катастрофы станет ясным и недвусмысленным.

Политика Анкара делает ответный ход Анкара делает ответный ход

Турция начинает бойкотировать электронику из Америки. Это стало первым ответом Турции на американские санкции. Новую экономическую инициативу презентовал Эрдоган во время своего выступления в столице Турции.

В мире Пекин выразил протест из-за публикации доклада Пентагона о китайской армии Пекин выразил протест из-за публикации доклада Пентагона о китайской армии

Пекин выразил протест в связи с публикацией в США доклада о вооруженных силах Китая. Об этом говорится в заявлении официального представителя МИД КНР Лу Кана, опубликованном на сайте внешнеполитического ведомства.

Экономика Очень-очень малая деталь Очень-очень малая деталь

Каждый человек формируется в детстве.Мы решили посмотреть на студенческие годы одного из известных российских банкиров – Андрея Костина, чтобы понять, какие черты характера помогли ему возглавить один из крупнейших банков страны.

Общество Очень-очень малая деталь Очень-очень малая деталь

Культура Великий роман Захара Прилепина "Обитель" нашел своего режиссера. Великий роман Захара Прилепина "Обитель" нашел своего режиссера.

Им оказался Александр Велединский, снявший такие замечательные фильма, как "Живой", "Русское", "Географ глобус пропил, а сценарий нынешней картины "Обитель" он создавал полтора года вместе с автором, получившем премию "Большая книга" в 2014-ом году.