7 мая 2016, 13:28

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - возможно, новый природный заповедник

Прошло 30 лет со времен самой страшной ядерной катастрофы в мире, но до сих пор не ясно, насколько сильно пострадала местная флора и фауна, в результате выброса огромного количества радиации.

Зона отчуждения Чернобыльской АЭС - возможно, новый природный заповедник

В первые часы 26 апреля 1986 года, в эксперименте, предназначенном для изучения ядерного реактора была совершена ошибка, которая в итоге стала фатальной, приведшей к катастрофе. В течение недели, сотни тысяч людей в радиусе 30 км от места трагедии были спешно эвакуированы. Все население Чернобыля покинуло свои дома, но что стало с природой и ее обитателями? Как же пережили катастрофу популяции огромного количества видов животных, населявших Чернобыль и леса около него?

До наших дней, эта зона остается необитаемой. Но так ли это на самом деле? Если вы смелый турист, и решите отправиться в Чернобыль сегодня, то сможете увидеть, что зона отчуждения сейчас не так безжизненна, как кажется на первый взгляд. Возникает интересный вопрос: означает ли это, что природа может сама справиться с таким количеством радиации в масштабах Чернобыля?

Последствия Чернобыльской катастрофы были ужасающими. В одном из районов лесов, на площади, примерно 4-5 кв. км, погибли практически все хвойные деревья. Они первыми приняли на себя удар радиации. Их иголки превратились в сухие рыжие колючки, именно поэтому этот лес был в последствии назван — рыжим.

— В первый год после катастрофы, на наиболее загрязненных территориях многие животные были убиты радиацией, популяция многих серьезно снизилась,

— В некоторых зонах уровень радиации резко упал в первые месяцы после заражения,

Сейчас точно неизвестно, когда именно началось восстановление природы. Западные ученые в один голос говорят о том, что в первые годы в Чернобыль, для изучения влияния радиации, пускали только советских ученых, а те, к сожалению, делали упор только на исследование человеческого организма, не уделяя должного внимания природе.

В конце 1980-х годов, местные ученые начали программу аэросъемки трех видов: лося, косули и кабана. Они хотели выяснить, как сильно изменилась численность особей после радиационного вмешательства. По окончании периода исследований и наблюдений за животными, был сделан вывод — популяция всех трех видов начала восстанавливаться. Однако зарубежные ученые раскритиковали работу своих советских коллег, указав на то, что вертолет - это не самый точный способ получения достоверной информации. Однако, даже по этим исследованиям они вынуждены были согласиться с тем, что популяция животных начала восстанавливаться.

В середине 1990-х годов появились более точные исследования о том, что же происходит с природой Чернобыля под влиянием радиации. Команда экологов из Украины и США установили ловушки для того, чтобы наблюдать, как изменились популяции мелких грызунов. Ими были пойманы полевки, мыши и землеройки, в результате чего было обнаружено — обилие и разнообразие видов внутри зоны отчуждения и за ее пределами более менее идентично. Другими словами, в течении 10 лет после катастрофы, в популяциях мелких млекопитающих не было зафиксировано никаких побочных действий от радиации.

В прошлом году Джим Смит и его коллеги из Беларуси, Великобритании, России и Германии опубликовали данные о наиболее углубленном, на сегодняшний день, исследовании популяции млекопитающих в зоне отчуждения. В период с 2008 по 2010 года ими было обследовано сотни километров тропинок животных, для оценки популяции лосей, волков, диких кабанов, косуль и лисиц. Они зафиксировали, что численность животных практически равна той, которая была вычислена в заповедниках Белоруссии. А, например, популяция волков увеличилась почти в семь раз, чем была до катастрофы. Так же ученым были созданы фотоловушки, которые срабатывали на движение. Это было сделано для того, чтобы лучше понять опасность воздействия радиации на человека и животных. С помощью них было найдено огромное количество видов: бобры, барсуки, рыси, зубры и даже бурый медведь.

Однако, было бы неправильно сделать заключение о том, что дикая природа Чернобыля здорова. Например, что касается пауков и прочих насекомых, то их численность на территории зоны отчуждения после выброса радиации существенно сократилась. Ученые отмечают, что после выброса огромного количества радиации появились последствия на генетическом уровне — повреждения хромосом, что в дальнейшем привело  к возникновению самых разнообразных мутаций. К примеру, среди рыжих полевок в зоне отчуждения наблюдается высокое число особей, у которых после загрязнения стали развиваться болезни глаз, и самое частое из них — катаракта. Однако, нашлись другие ученые, которые оспорили данную версию,  посчитав, что возможность диагностирования катаракты у полевок очень сложна, да и вообще, это заболевание может быть не связано с радиацией.

Таким образом, на данный момент, спустя 30 лет после катастрофы, существует два противоположных мнения о состоянии флоры и фауны Чернобыля. Ученые, приверженцы первого мнения, утверждают, что природа в состоянии сама справиться с последствиями такого масштабного заражения, а другие спорят с ними и считают, что природа слишком уязвима к подобным катастрофам и восстановиться сама она не в состоянии. Самое важное сейчас прийти к общему мнению, чтобы решить, как же дальше вести исследования флоры и фауны Чернобыля, для того, чтобы по возможности исключить все возможные риски в развитии природы не только этого региона, но и в целом всей экосистемы. Сейчас ведется множество работ по изучению последствий катастрофы, остается только надеяться, что к следующей значимой годовщине катастрофы, проезжая мимо Чернобыля, наследие катастрофы станет ясным и недвусмысленным.

Политика Вступило в силу соглашение о границе между Чечней и Ингушетией Вступило в силу соглашение о границе между Чечней и Ингушетией

Соглашение о разграничении линии административной границы между Чечней и Ингушетией вступило в силу, сообщил спикер парламента Чечни Магомед Даудов на своей странице в социальной сети Mylistory.

В мире Англия боится российского влияния в мире Англия боится российского влияния в мире

Министерство обороны Англии опубликовало свои исследования, согласно которым в обозримом будущем ожидается усиление влияния России в мире.

Экономика Итальянский долг – это мина замедленного действия для ЕС Итальянский долг – это мина замедленного действия для ЕС

Новое итальянское правительство выбрало жесткую политику в отношении реструктуризации своего внешнего долга. Оно планирует оказывать давление на Еврокомиссию, что может принести тяжелые последствия для ЕС.

Культура Кавказская пленница - плагиат? Кавказская пленница - плагиат?

Самодостаточный Советский Союз не гнушался циничным копированием западных разработок. Не избежал этого и кинематограф - некоторые из наших казалось бы родных, советских фильмов, тоже попали в список плагиата.

Спорт Футбольный флешмоб продолжает игрок клуба "Крылья Советов" Футбольный флешмоб продолжает игрок клуба "Крылья Советов"

Нашумевшая новость о том как футболисты Кокорин и Мамаев избили нескольких человек, и теперь скорее всего сядут, возможно даже надолго, не убедила некоторых, что деньги и слава не всегда могут помочь.