16 января 2017, 19:01, Любовь ЛЕБЕДИНА

Виктору Сухорукову не безразлична судьба пенсионеров.

Сказать правду о нынешней жизни пожилых людей – задача не из легких. Власти стараются обходить эту тему, отделываясь благостной риторикой и мелкими подачками в виде разовой компенсации в размере 5 тысяч рублей. И на том спасибо!

Виктору Сухорукову не безразлична судьба пенсионеров. Автор фото: Екатерина Цветкова

А ведь проблема куда круче. Недаром говорят, что по благосостоянию стариков и детей можно судить о действительно цивилизованной стране. Спрашивается, почему рассказывая о спектакле "Встречайте, мы уходим" в театре имени Моссовета, я коснулась этой темы?   Не только потому, что два пожилых героя – Мартин и Ланс, случайно встретившись в парке, становятся друзьями, (мало ли таких чудаков мы видим в разное время года на безлюдных аллеях, делающих вид, будто отдых им в радость), этот союз придает им силы, веру, что жить можно весело, с пользой для себя и других. А еще, переполнившая зал публика,   наконец-то, услышала то, что ее тревожит и возмущает, чем душа успокоится, когда придет старость.

    Это не было заунывное, тоскливое зрелище, наоборот, в нем была масса приколов, смешных несуразиц, его Величество Юмор хлестал через край, наполняя зрительские сердца неудержимым оптимизмом. И все это происходило благодаря инициативе народного артиста России Виктора Сухорукова, пожелавшего вместе со своим другом, артистом БДТ Андреем Шарковым, сыграть эту пьесу. Им надо было высказаться по поводу "счастливой" старости и напомнить успешным и молодым, что их тоже не минет чаша сия. И потому давайте будем оставаться гуманистами, не списывать пожилых людей в отработанный "материал", висящий тяжелым грузом на шее у государства и забытый   прагматичными меценатами.

    У героя Сухорукова есть прекрасная фраза: "Старик есть тоже чудо, что новорожденный младенец". И артист всей своей игрой доказывает это. Его чудо преображения, то в адвоката, то в полицейского, то в главу итальянской мафии поражает актерскими кунштюками. Вроде бы он ничего особенного для этого не делает, но улавливая характерные черты представителей разных профессий, будучи в прошлом официантом, может обвести вокруг пальца любого. Жаль, что разоблачение – тоже неминуемо, что не останавливает Мартина, поскольку ложь направлена во спасение людей, попавших в беду. Так его первый пациент Ланс, в исполнении Андрея Шаркова, со страхом ожидает сокращения с пустяшной должности, а значит он лишится жилья под лестницей в маленькой каморке, Первая их встреча происходит в саду на скамейке, которую несчастный, полуслепой старик не хочет делить со странным незнакомцем.

   Дальше – больше. Мартин, выступающий в роли представителя адвокатской конторы "вешает лапшу на уши" председателю домового комитета Дрекслеру, каждое утро "бегущему от инфаркта", и запугивает его профсоюзом. И, о чудо, обман сработал! К сожалению, режиссер Сергей Аронин вместе с симпатичным артистом Алексеем Трофимовым не придумали биографию для тупого молодого человека, а физических упражнений в диалоге с липовым адвокатом оказалось слишком мало, чтобы познать его характер. И вообще по режиссерской линии можно было заметить излишнее количество иллюстративности.  

Вероятно, для того, чтобы достигнуть наглядного контраста между старостью и юностью, Аронин вводит массовку в виде модных и стройных девушек и юношей с зонтами под дождем и осенним листопадом. Что красиво, но особого смысла не имеет, это всего лишь пластические этюды, разбавляющие судьбоносные встречи двух стариков, которых нельзя списывать в утиль сырье, как революционный гимн "Кто был ничем, тот станет всем". Они еще скажут свое веское слово и заставят уважать закон всех без исключения.

      И еще в пьесе Марии Ризнич поднимается очень важная тема свободного человека. Ну, казалось бы, о какой свободе может говорить еле двигающийся человек, нуждающейся в постоянной опеке? А вот может, потому что ему хочется уважать себя и быть полезным, пока память живет в нем. Когда дочь Клара, (ее играет Яна Львова), названная Мартиным в честь Клары Цеткин, что уже смешно, предлагает отцу три варианта: "ясли для престарелых", "ссылку в свой дом под неусыпным надзором" и "остров святого маразма", и тот отказывается принимать столь богатый выбор, становится понятно насколько они далеки друг от друга, будучи родственниками. Горькую ноту необратимого одиночества вносит пронзительная песня "Белый конь" в гениальном исполнении Елены Камбуровой, создающая атмосферу неизбывной ностальгии уходящего времени.

Создатели спектакля определили жанр представления, как трагикомедию в 2-х частях. Несомненно, скоротечность жизни сама по себе трагична, но пока она развивается от рождения до смертного часа, и человек   может наслаждаться ее красками и звуками, он не имеет права ставить на себе крест и рассчитывать только на жалость. Именно ради этого человеческого достоинства  два друга из Москвы т Санкт-Петербурга решили сыграть "Встречайте, мы уходим", а Мария  Ризнич свой авторский гонорар за спектакли перечисляет в благотворительные фонды "Старость и радость", "Вера" и "Подари жизнь".

             

        

 

Все новости Последние новости