17 февраля 2017, 17:26, Евгения ТИРДАТОВА

Благослови зверей и детей

Великий финский меланхолик сказал, что он устал и хочет отдохнуть. Его можно понять. Немудрено устать в мире, как в зеркале отраженном на экране  Берлинале, где воплощена постгуманистическая реальность. С ее безработицей, коррупцией, беженцами, гендерными проблемами… 

Благослови зверей и детей

Это "трампианский", по словам самого американского режиссера Орана Мовермана "Ужин", где идет отчаянный спор родственников (сплошь звездный состав – сильно постаревший Ричард Гир, Лора Линни, Ребекка Холл, Стив Куган). Нужно ли прикрывать милых деток, совершивших гнусное преступление, или честно отдать их в руки правосудию?

Это австрийская черная комедия "Дикая мышь" "о проблемах в среде новой буржуазии", как сказал режиссер Йозеф Хадер, он же исполнитель главной роли  немолодого и очень уважаемого музыкального критика, внезапно оказавшегося без работы.

Это страдания трансгендерной Марины, в объятиях которой скончался ее пожилой любовник,  в исполнении трансгендерной Даниэлы Веги ("Фантастическая женщина" чилийца Себастьяна Лелио)…

Попытки Аки Каурисмяки обратить внимание на то, что мир слегка сошел с ума, всегда напоминают глас вопиющего в пустыне. Но как же приятно было увидеть его новую картину "По ту сторону надежды", обнаружить, что все его любимые герои и актеры здесь (Янне Хютияйнен, Илка Койвула, даже Кати Оутинен, для которой нашелся маленький эпизод), они живы, они вместе, его чудесные, трогательные герои, время для которых как бы остановилось. Они печатают одним пальцем на старых пишущих машинках, слушают песни своей молодости… Удивительным образом вписывается в их жизнь, наполненную грустью, нежностью, состраданием, чудом добравшийся до Финляндии и прибившийся к компании этих смешных добрых людей сирийский беженец (Шерван Хаджи).

                На этот раз "глас вопиющего" был подхвачен другими авторами. Ему вторит венгерка Илдико Эньеди. Не все, видимо, пропало, если одинокая, социопатка Мария из черной комедии "О теле и душе", которая перекликается по духу с черными комедиями Аки Каурисмяки, обретает свою вторую половинку - пожилого работника скотобойни. Странная история их любви разворачивается на мясокомбинате, где оба работают, среди убиенных животных, истекающих кровью, и на фоне одинаковых снов, где они являют собой живущую в гармонии друг с другом и с природой оленью пару.

                "Благослови зверей и детей" - почти полвека назад призывал классик американского кино Стэнли Крамер, который в своем фильме отправлял школьников спасать стадо бизонов. За прошедшие десятилетия положение зверей (о детях – отдельный разговор) в современном мире уж точно не улучшилось. И "глас" ветерана польского кино Агнешки Холланд в защиту братьев наших меньших ("След зверя") звучит уже как прямое обвинение обществу.

В маленьком поселке возле леса, расположенном на польско-чешской границе, живет некая пани Дужейко (Агнешка Мандат-Грабка), одинокая пожилая дама, учительница английского языка. Это чудаковатая, добрая женщина, которой до всего есть дело – и до зверей, и до детей. Она не хочет, чтобы дети "зверели", и она не хочет, чтобы зверей убивали для забавы. А вокруг творится форменное безобразие. По закону, можно каких-то животных убивать в сентябре, каких-то в ноябре, а каких-то круглый год. А уж без закона… Все мужское население постоянно стреляет и убивает оленей, кабанов, лисиц, волков, чтобы показать свою мужскую силу. Полиция, куда приходит пани Дужейко с жалобами на охотников и браконьеров, лишь посмеивается и не принимает всерьез эту растрепанную, эксцентричную пожилую даму. "Наш фильм мог бы называться "Старухам тут не место", - говорит Агнешка Холланд. Как же – мужчины заняты своим серьезным мужским делом, а под ногами путается какая-то безумная тетка. А у тетки нет иного выхода, как начать действовать самостоятельно. С помощью животных. Затевается анархистский бунт, который приводит к диким результатам.

В основе фильма "След зверя" лежит роман известной польской писательницы Ольги Токарчук "Пройдись плугом по костям мертвых". Жанр картины Агнешка Холланд сама определяет как "анархистско-феминистическую криминальную драму с элементами черной комедии".

Действительно, трудно всерьез рассказать о мире, в котором живут герои фильмов "По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки, "О теле и душе" Илдико Эньеди, "След зверя" Агнешки Холланд, –  мире абсурдном, циничном, распадающемся у нас на глазах. Но речь в фильмах этих больших художников идет о вещах самых серьезных. Надо надеяться, что этот голос разума будет услышан.

Все новости Последние новости