18 февраля 2017, 20:00, Любовь ЛЕБЕДИНА

"Пляска смерти" по-итальянски

Приезд итальянцев в Москву состоялся не случайно, он был продиктован возникшими контактами между фестивалем Двух Миров в Сполето, где в прошлом году  был показан "Евгений Онегин" Римаса Туминаса, и Вахтанговским театром,  пригласившим президента фестиваля Джорджио Феррара показать на Старом Арбате свой. 

"Пляска смерти" по-итальянски

Благодаря такому творческому обмену москвичи смогли увидеть одну из последних работ Лука Ронкони  "Пляску смерти" по пьесе Августа Стриндберга. Режиссер с мировым именем всегда был неравнодушен к метаморфозам  шведского драматурга, исследовавшем постоянную борьбу между мужчиной и женщиной, где нет победителей и побежденных, так как  вечный антагонизм заложен в их генетической  природе. Иногда конфликты доходят до такой немыслимой  точки кипения, что супруги начинают желать друг  другу смерти. Нечто подобное происходит и в пьесе "Пляска смерти" между мужем и женой, проживших вместе 25 лет.

   Здесь неминуемо сказываются традиции хоррора, указывающие на эмоциональное поле страха, поэтому  спектакль Ронкони  можно рассматривать, как триллер, хотя покойников в нем нет, но два главных героя запросто сойдут за вампиров, высасывающих друг у друга кровь. Что подтверждается наглядно, в пластике персонажей, впивающихся в шею партнера при очередном сеансе состязаний на семейном "ринге".

     В отличие от нашего театра, где предпочтение отдается молодым актером, Ронкони пригласил двух известных мастеров: Джорджио Феррара и Андриану Асти  довольно зрелого возраста. В этом тоже был заранее спланированный расчет –  супруги, прожившие вместе долгие четверть века  на самом деле  не жили, а мучались, ненавидели, готовы были убить, отравить, но почему -то продолжали существовать под одной крышей…   Почему? Этот вопрос задает и драматург, и режиссер, ну, а исполнителям приходится на него отвечать.   Причем в гротесковом ключе, ерничая и притворяясь, любуясь гадостями и наслаждаясь  обманом, презирая и унижая, забывая обо всем, кроме мести. Следуя за драматургом, режиссер исследует такое опасное явление, как власть человека над себе подобным, дающей особое наслаждение, подобно вампирам, пьющим кровь. Происходит это тогда, когда между партнерами нет любви, и во главу угла ставится корыстный интерес. Алис признается своему племяннику Курту в исполнении сверхкорректного Джованни Криппа, попавшему ненароком в это страшное семейство, где слуги бегут, как от проказы, а "отравленные" злобой дети навсегда покинули замок, будто вышла она замуж за капитана артиллерии, в надежде на обещанную им красивую жизнь и положение в свете. Но общество давно отвернулось от безумного вояки, и лавочники уже не дают в кредит, так как он не платит, воображая, что его угрозы подействуют на них сильнее денег…     Понимая, что жена никуда не денется, кому она такая старая нужна, и закон на его стороне, выживший из ума Эдгар продолжает наслаждаться своей безграничной властью. В тоже время у него больное сердце, и падая в обморок, он не знает, где потом его бренное тело обнаружится: в замке на маяке, среди бушующих волн, или вознесется на небеса.  И вот тут – то право сильного оказывается на стороне бесправной Алис, теперь она может сколько угодно шантажировать ненавистного мужа стоящей за дверью смертью.

   Самое удивительное, что в эскападах психологического триллера присутствует и черный юмор, некий отстраненный, полный сарказма взгляд  на "сладкую" парочку. То надев парадный мундир и обнажив шпагу, громко топая сапогами капитан марширует по холодной, темной гостиной, напоминающей склеп, то Алис прихорашивается, упрятав под легкомысленную шляпку седые волосы, ведь она остается женщиной,  и потому не теряет надежды найти молодого любовника. Все это выглядит очень смешно, напоминая комиксы, а точнее привет из итальянского Дель Арте, где лицедеи представляют сюжет из сокрытой от посторонних глаз семейной "идиллии", лишенной любви и угрызений совести. Может быть, тем, кто сидел в зрительном зале Вахтанговского театра этот спектакль что-то напомнил из их жизни ?...

Все новости Последние новости