19 марта 2017, 16:23, Антонина Крюкова

Всё могут короли?

Эта псевдодокументальная лента двукратных лауреатов Венецианского МКФ режиссеров Питера Брозенса и Джессики Вудворт, снятая в жанре комедийного роуд-муви, получилась одновременно забавной и весьма ироничной, чего очень не хватает в современном, особенно российском, кинематографе.

Всё могут короли?

В картине речь идет об актуальном европейском сепаратизме – не только в том смысле, что в некоторых странах Евросоюза люди недовольны жизнью в этом вынужденном "человечьем общежитьи" (скажем, Великобритания даже решилась на выход из Евросоюза), но это также связано с подобными настроениями внутри государств. Вот и в бельгийская Валлония объявила о своей независимости, вследствие чего в стране наступает политический кризис, и она неожиданно оказывается под угрозой развала. И это как раз в то время, когда король Бельгии Николас III отправляется в Стамбул с государственным визитом. В планах этой поездки также снять о нем духоподъемный документальный фильм, чтобы "воспеть преданность делу и компетентность нашего короля". Но теперь он должен срочно вернуться домой и спасти свое королевство от неминуемого краха. Однако из-за внезапной геомагнитной бури закрываются все аэропорты и выбраться из Турции, где он успел посетить мавзолей турецкого реформатора Ататюрка да увидеть танец крутящихся дервишей, становится большой проблемой. И тогда король придумывает отличную идею: покинуть страну инкогнито. Так начинается его одиссея через нестабильные Балканы, в ходе которой герой открывает для себя не только реальный мир, но и свою истинную сущность.

Королю бельгийцев и его свите придется испытать немало дорожных приключений. Из Турции они попытаются уехать автобусом вместе с народным болгарским ансамблем "Черноморские сирены", у которого как раз закончились там гастроли. При этом Николас III будет вынужден, как Керенский, переодеться в женское платье. Попав в приграничное болгарское местечко, станут свидетелями кризиса самоидентификации: одни – за национальные традиции, другие – за фьюжн, и одновременно снимут клип с песнями про коммунистов и комсомольцев и про гайдука. До Софии сначала будут добираться на машине скорой помощи, а затем и вовсе пешком, попутно став участниками конкурса дегустаторов йогуртов. В одном из маленьких городов познакомятся с его мэром, бывшим каскадером, который ходит босиком, надевая ботинки только в случае поездки в столицу. На этот счет у комичного мэра есть целая философия: "Ноги так далеко находятся от головы, что о них можно не думать". В Сербии они неожиданно повстречаются с давним приятелем режиссера – снайпером, о котором тот снял когда-то фильм, так и не вышедший на экран. Теперь этот полубезумный человек, прошедший войну, хочет, по его словам, "жить без боли". Наконец, направляясь в Италию, король и его сопровождающие, переправляясь на утлой лодчонке, вместо этой страны без паспортов и денег попадут в Албанию, где проведут ночь в приграничной кутузке. Их спасет звонок королевы, патронирующей фильм о своем супруге и все еще советующей режиссеру "запечатлеть его улыбку".

Встречи с простыми людьми сильно повлияют на взгляды бельгийского монарха, до этого убежденного, что "лишь единицы рождаются королями" и поменяют режиссерскую концепцию снимающегося фильма, в котором уже будет не до улыбок и отрепетированных речей. Отснятый материал попадает под запрет властей, но король разрешает режиссеру пользоваться отснятым материалом по его усмотрению. В конце Николос Ш, когда его спрашивают, чего он боится, говорит: "Быть пассажиром". И уже без всякой уверенности произносит слова о том, что его страна сохранится, пока он король. Вся дорожная эпопея показывает как раз обратное. И о гарантии единства страны, если ею правит монархия, не может быть и речи.

Все новости Последние новости