19 марта 2017, 16:36
Как Россия пришла к евреямЭпиграфом к первой части трилогии под названием "До революции", охватывающей период от Киевской Руси до событий 1917 года, стали слова поэта Ярослава Смелякова, обратившегося к другому поэту – Павлу Антокольскому: "Сам я знаю, что горечь есть в улыбке моей. Здравствуй, Павел Григорьич, древнерусский еврей…" ![]() Вторая часть фильма, посвященная послереволюционному тридцатилетию (1918 – 1948 гг), открывается тоже стихами Смелякова про Любку Фейгельман (кумира комсомольской поэзии, сподвижницы Мейерхольда), с самого начала задающими всему фильму легкую, свободную, разговорную интонацию, исключающую какую бы то ни было наукообразность и скучную терминологию. Парфенов и здесь не изменяет своему авторскому стилю, рассказывая о серьезных вещах просто и доходчиво, будто сам был очевидцем происходящего. Вдобавок юмор и бесспорное личностное обаяние рассказчика, также являющиеся характерными чертами всех его проектов. С уверенностью необыкновенной он перемещается из одной эпохи в другую, переходит от цветного изображения к монохромному, использует кинохронику, графику и анимацию, художественную реконструкцию эпизодов, где задействует актеров, как и положено в докудраме, – то есть лихо демонстрирует все свои "фирменные" приемы, знакомые зрителю по его предыдущим работам. Он оживляет и заставляет заговорить портреты и фотографии исторических персонажей: Льва Троцкого, Якова Свердлова, Лазаря Кагановича, Михаила Литвинова и многих других. Надевает комиссарскую кожанку, пристраиваясь у невиданных размеров памятника председателю ВЦИК и тем самым показывает несравнимые масштабы вождей и простых смертных, залезает на броневик в Гатчине, где выступал председатель Реввоенсовета, следует на велосипеде маршрутом поэта Леонида Каннегиссера, убившего Урицкого, забирается на крышу дедовского дома Марка Шагала в Витебске, над которым воспарили его "Влюбленные над городом". Исторический период, о котором речь идет во второй части трилогии, отличается невиданным до того времени ни в одном месте мира массовым еврейским участием во всех сферах государственной политики и культуры страны "победившего пролетариата". Тот же Марк Шагал становится витебским комиссаром по делам искусств, и по городу шесть лет ходит супрематический трамвай с яркой картинкой по бокам, иллюстрирующей революционное искусство и его главный стиль – авангард. В кинематографе активно работают Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, создавшие новый киноязык, мастерами фотографии признаны Моисей Наппельбаум и Аркадий Шайхет, основатель советской газетно-журнальной школы иллюстрации, уже считаются классиками легкой музыки Матвей Блантер и Исаак Дунаевский. В литературе доминируют писатели "одесской школы" во главе с Исааком Бабелем, звездой довоенной советской прессы становится Михаил Кольцов, поэзии – Владимир Маяковский. На эстраде воцаряется Леонид Утесов, о котором в первой части трилогии есть забавная история о том, как его, урожденного Лазаря Вайсбейна, устраивали в коммерческое училище, где прием евреев был процентно ограничен, и попасть туда можно было при условии, если еврей находил русского мальчика и частично оплачивал его обучение, – таким "русским мальчиком" оказался сын соседа-мясника, за которого отец будущего артиста договорился заплатить полностью. Множество имен государственных и политических деятелей тех лет подтверждает массовость еврейского участия в советском проекте. Руководители спецслужб, наркомы, военоначальники, послы, а также инженеры, врачи, педагоги, культработники. В крупных городах советской республики в этот период большинство руководящих мест в разных сферах деятельности занимают лояльные режиму евреи, ставшие второй титульной нацией. "Евреи – очевидный кадровый ресурс большевизма, они особенно быстро становятся советскими людьми. Это говорящие по-русски идейные товарищи, знающие, как надо". В фильме подробно рассказывается о ключевых эпизодах биографий, скажем, главы НКВД Генриха Ягоды, при котором после основанного Дзержинским в 1920 году первого советского концлагеря на Соловках был организован уже Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН); Нафталия Френкеля, создавшего лагерную экономику и ставшего главным экономистом ГУЛАГа, рабским трудом заключенных которого был вручную выкопан Беломорканал, первенец гулаговского производства, и впоследствии возведена вся советская индустриализация. "И уже неясно, зэки строят, раз они посажены, или их садят, чтобы строили", – говорится в фильме. Но при этом персонажи, оставшиеся в памяти народа как авторы и исполнители самых зловещих идей, в интерпретации Парфенова не величественны и не могущественны – обыкновенные люди, умело использовавшие шанс, подброшенный им историей. В следующей, завершающей части трилогии, речь пойдет о дальнейшей судьбе и самоидентификации "русских евреев". Автор обещает рассказать и о нобелевском лауреате Иосифе Бродском, в связи с которым он специально встречался в США с режиссером Френсисом Фордом Копполой. Третий фильм охватывает период после 1948 года, ставшего границей между советской "юдофилией" и "юдофобией", начавшейся с момента, когда бравые ребята из госбезопасности убили Соломона Михоэлса, представив это народу как дорожное происшествие. Вся трилогия, возможно, будет показана и по телевидению. По крайней мере, Парфенов надеется продать права на показ Первому каналу. |
- ОЗХО: будет ли объективным расследование?
- Газпром об отношениях с Нафтогазом: никаких отношений
- Демократы США: после драки кулаками
- Силовики в России призывают к активным действиям
- Члены экипажа "Норда" вернулись домой
- Америка начала "визовую блокаду" России
- США предъявляют новые обвинения
- Германия выступает за послабление санкций против России
- В Англии открыта охота на российский канал RT
- США оценили эффект от антироссийских санкций
- 40-ой Московский международный кинофестиваль впервые проводится весной.
- В Восточной Гуте нашли дымовые шашки из Солсбери
- Новым лидером Кубы стал Мигель Диас-Канель
- Россия обратилась в ВТО по поводу пошлин США на сталь и алюминий
- Ракета "Протон-М" с военным спутником стартовала с Байконура
- В США опасаются реакции России на пролет ракет над ее территорией
- WSJ: Германия попросит США освободить ее от санкций против России
- Состоялся телефонный разговор между Путиным и Меркель
- В Армении избран премьер-министр
- Российские службы готовятся к самому жесткому варианту развития санкционной войны
- Российские моряки проявили смекалку
- "Страх Любовь Отчаянье" победили на "Золотой маске".
- В Думе опять идут бои
- Гуернатор Ставропольскогокрая объявил выходной день во время Радоницы
- В МЧС рассказали, как начался пожар в "Зимней вишне"
- Доклад ОЗХО по делу Скрипалей
- Актеры вызываться на "бис"
- Генсек ООН: в мире началась холодная война
- "Подкидыш" от мента
- Блокировка Telegram ударит по безопасности России, утверждает Дуров
- Россия обвинила британские спецслужбы в инсценировке химатаки в Сирии
- Роскомнадзор не поддержал идею о запрете VPN-сервисов
- США потратят до $65 миллионов на "снижение зависимости" Донбасса от России
- Роскомнадзор начал блокировку Telegram
- В системе коррекции сигнала ГЛОНАСС произошел сбой
- США объявят новые санкции против России в понедельник
- Россия способна ответить на силовое давление со стороны США, заявили в МИД
- У здания "Киевэнерго" прогремел взрыв
- Скрипалей отравили не веществом А234, заявил разработчик
- США, Британия и Франция внесли в Совбез ООН проект резолюции по Сирии