20 марта 2017, 14:32, Любовь ЛЕБЕДИНА

История "Короля Лира" может продолжиться

Первой премьерой стала пьеса Вильяма Шекспира "Король Лир". Произведение архисложное, густонаселенное, со сложной сценографией, но это не остановило художественного руководителя театра Юрия Соломина, доверившего постановку молодому режиссеру Антону Яковлеву, порекомендовав на заглавную роль Бориса Невзорова. 

История "Короля Лира" может продолжиться Автор фото: Малый театр

По сути "Король Лир" - не просто трагедия, где правит зло в борьбе за власть. В первую очередь, это игровая философская притча о безвременье, поскольку распалась связь времен и между детьми и отцами образовалась черная дыра. Мир не просто оказался на краю пропасти, он уже летит в безвоздушное пространство и спастись невозможно.  Как не крути, - картина апокалипсиса налицо, только люди не видят и не хотят понять, что возврата назад нет и как ни собирай камни, это не поможет. Таким образом, моральный распад в королевстве (на место шекспировского королевства можно поставить любое другое, в том числе современное), рождает хаос, ибо  спасительная нравственность растоптана.

Король Лир, решивший поделить государство между тремя дочерьми, чтобы освободить себя от праведных забот, даже не представляет, какую закладывает "бомбу", которая моментально взрывается, потому что в его королевстве правит чинопочитание и власть сильного. Как только это исчезает – он превращается в ненужного старика.  Именно Лир создал столь жуткий механизм тоталитарного общества, став и его виновником, и жертвой, поэтому расплата неминуема, чуда не произойдет. Бывший правитель зря надеется, что королевский сан спасет его от унижения, и дочери будут на руках носить.

Тщеславие – страшная вещь, а безграничная власть тем более. При разделе королевства Лир может позволить себе устроить представление: надев на голову Шута колпак, а тому – корону, доверив лицедею провозгласить новый государственный проект, наслаждаясь растерянностью придворных, а так же хвалебными спичами  двух старших  наследниц. Правда, Корделия (актриса О.Плешкова) искренней речью испортит насквозь фальшивую "презентацию", за что и поплатится – проклятая отцом и отданная французскому королю  без приданного. В финале спектакля она нападет на Британию, чтобы восстановить справедливость - вернуть утраченную корону отцу, но будет поздно – сон разума настигнет бывшего короля, да и сам он изменится до неузнаваемости, поняв истинный смысл человеческого существования. Ну, а трон, который он постоянно возил за собой ему уже не понадобится, разве только на нем уснет вечным сном несчастная дочь.  

 Поначалу радостный экс-король в исполнении Бориса Невзорова со свитой верных рыцарей появится в доме старшей дочери Генерильи (актриса И.Иванова) и не получив должного приема возмутится, пытаясь наладить с ней отношения, но не тут -то было. Хозяйка собственной судьбы  не хочет потакать "капризам" отца и призывает к смирению, ибо теперь он зависит от нее, а не наоборот. Такое положение вещей как-то не вяжется с понятием чести и элементарной вежливости, тем более кровного родства. Король в бешенстве,  и только верный Шут в прекрасном исполнении Г. Подгородинского подтрунивает над своим господином, раскрывая ему истинный смысл происходящего, пытаясь вразумить, что  его "песенка спета". Так кто же на самом деле шут?! Спрашивает режиссер, одевая шутовские колпаки на обоих…

Благородный Кент в мужественном исполнении В. Низового тоже пытается уберечь гордеца от необдуманных поступков, помочь ему хотя бы в малом, но Лир не привык сдаваться, буйный характер по-прежнему живет в нем. И опять промашка – средняя дочь Регана в креативном исполнении И. Леоновой со своим красавцем -мужем, герцогом Корнуэльском, которого прекрасно изображает в наркотическом угаре В.Зотов, как ласковый зверек, готова загрызть отца и отдать на растерзание двум собакам. Именно эта пара "весельчаков" выкалывает глаза доверчивому графу Глостеру (артист С. Вещев), и тот ослепнув внутренне прозревает, осознавая коварство побочного сына Эдмунда ( артист М. Мартьянов), оболгавшего его родного сына Эдгара (артист Д. Марин) ради наследства.  

Таким образом, в спектакле параллельно идут две семейных истории, связанные с предательством. Первая, это окончательный распад королевского клана и уничтожение бесполезного Лира, вторая – позднее раскаянье графа Глостера, доверившегося злодею и неожиданно встретившего  Эдгара, скрывающегося под именем безумного Тома. И если первая история заканчивается трагически и смерть забирает одного за другим, то вторая история завершается справедливым возмездием. Но так или иначе – война присутствует во каждом отдельном эпизоде и влияет на поведение всех шекспировских персонажей, поскольку зло не терпит благодушных и доверчивых людей, оставляя после себя выжженную пустыню. Неслучайно буря, (где среди разбушевавшейся стихии Лир устраивает почти карнавальное судилище над отвергнутыми дочерьми),  занимает такое важное место в спектакле, как, впрочем, и сражение британцев с французами, придуманное режиссером Антоном Яковлевым и художником Мариной Рыбасовой в виде красочного перформанса.

В этом спектакле, идущем более трех часов, очень много разных постановочных находок, которые наглядно разворачивают широкую панораму истинной и видимой власти, построенной на лжи, предательстве и утрате духовных ценностей.   Сегодня, как никогда тема покаяния стучится в наши сердца, и артисты Малого театра наполняют ее собственными переживаниями, отлично понимая, насколько  важно, в первую очередь, спрашивать с себя, иначе история свергнутого Лира может повториться не раз.  

Все новости Последние новости