10 апреля 2017, 15:33, Любовь ЛЕБЕДИНА

Русские театры зарубежья решили объединиться в Ассоциацию

И, тем не менее, опыт 19- летнего общения деятелей русского театра на фестивале "Встречи в России" позволяет делать определенные выводы. Давно существующие   коллективы с 20-30-х годов прошлого столетия не могут  на территории постсоветского пространства  обходиться без помощи своего государства. Там, где это понимают и не хотят портить отношения с Россией, им живется неплохо, даже если труппы укомплектованы из национальных кадров, играющих на русском языке, там же, где есть какие-то трения с бывшим "страшим братом" - русским театрам приходится довольствоваться ролью Золушки.   Например, в Туркмении и Таджикистане пока уцелевшие  коллективы русских театров официально не расформированы, но здания театров снесли, в надежде, что артисты сами разбегутся...

Русские театры зарубежья решили объединиться в Ассоциацию

По поводу дальнейшей судьбы русских театров  в бывших республиках, ставших самостоятельными государствами, большое значение имеет  численность русскоязычного населения. Так в Узбекистане проживает 5 миллионов русских, поэтому  в Ташкенте академический русский театр не испытывает недостатка в своих зрителях, ну а в Казахстане, где наблюдалась большая миграция наших соотечественников, тем не менее, сохранилось 18 государственных русских театров.  Ну, и конечно, наиболее благополучная обстановка в братской Белоруссии, поскольку в этой стране два государственных языка: белорусский и русский, поэтому в разных театрах могут параллельно  идти спектакли на этих языках, а в Минске, Могилеве и Бресте с помощью небольших государственных дотаций и спонсоров  проводятся грандиозные международные театральные фестивали.

Таким образом, положение русских театров  неоднозначное. Стали появляться и новые театры, играющие, в том числе, и на русском языке, как в Бишкеке – городской драматический театр имени А. Умуралиева.

Даже в Прибалтике, из-за нестабильных политических отношений с Россией, русские театры по-прежнему конкурируют с эстонскими, литовскими, латышскими театрами. Возьмем, к примеру, Рижский русский театр имени Михаила Чехова, открытый 2 октября 1883 года. Здесь в свое время блистали: Вера Комиссаржевская, Василий Качалов, Юрий Юровский, а спектакли уже в советское время ставили Роман Козак, Александр Галибин, Роман Виктюк, преумножая традиции русского психологического искусства. При этом художественные направления периодически менялись, а в последнее время особенно. Так на нынешний фестиваль рижане привезли пьесу Бертольда Брехта "Добрый человек из Сезуани" в новом переводе Егора Перегудова. Режиссер Элмар Сеньков представил свое сочинение в стиле реалити-шоу, тяготеющий к концертному варианту с использованием микрофона и прямого обращения в зрительный зал. Три бога, спустившиеся на землю в поисках доброго человека, напоминали  чиновников в современных костюмах, а главная героиня Шен Те в исполнении Екатерины Фроловой сыграла юную девчонку, вынужденную продавать себя ради куска хлеба, наивно и простодушно, получающую на оказанное ею добро коварную неблагодарность и предательство. Ну, и как тут не вспомнить известную поговорку: "Добро никогда не остается безнаказанным".

 На спектакле Донецкого государственного музыкально-драматического театра "Навсегда-навсегда"… по пьесе Ксении Драгунской зал был переполнен. Многие пришли из солидарности с жителями Донбаса, отстаивающими свое право на свободу и русский язык. К большому сожалению, абсурдная мелодрама, собранная из частных эпизодов семейных пар, где мужчины травились из-за неразделенной любви, а главная героиня грезила Александром Пушкиным, вылезающем из холодильника и комментирующим погоду по телевизору, не увлекала, скорее - запутывала зрителей. Василий Маслий  попытался метафорическим языком объяснить абсурдное поведение свой героев, упустив главное, про что он ставит спектакль. А ведь актерский материал у него был классный, чего только стоил комический Пушкин в гротесковом исполнении Дмитрия Федорова. И, тем не менее, артисты донецкого театра почувствовала, что здесь в Петербурге они свои и им очень рады.

Фестивальный центр "Балтийский дом" под руководством Сергея Шуба и его команды взвалил на себя огромную ответственность, собрав съезд русских театров зарубежья и учредив Ассоциацию, которая будет помогать этим театрам и в профессиональном плане, и в плане гастролей вместе с Россотрудничеством, теперь слово за неравнодушной государственной властью. Не на словах, а на деле занимающейся  продвижением русского языка в разных государствах.

Все новости Последние новости