17 апреля 2017, 19:46

Отражение. Графика и живопись русского символизма

Выставочный проект "Отражение. Графика и живопись русского символизма" пройдёт с 19 апреля по 19 мая 2017 года в залах Государственной библиотеки им. А.П. Боголюбова. Зрителям будут представлены более 40 работ 1900–1920-х годов выдающихся художников Серебряного века из собрания галереи "Веллум". Среди экспонентов: Виктор Борисов-Мусатов, Александр Бенуа, Леон Бакст, Александра Коновалова, Михаил Ларионов, Игнатий Нивинский, Николай Шестопалов и др. Выставка включена в программу фестиваля "Библионочь – 2017", темой которого в этом году станет "Новое прочтение".

Экспозицию составят произведения художников, чей творческий расцвет пришёлся на первую четверть XX века. Художников поэтического направления, чьи эстетические идеалы восходили к символизму, стилю литературно-ориентированному, который в России получал "отражение", в том числе, в жанре иллюстрации книг и журналов. Новое прочтение позволяет нам взглянуть на графические, живописные работы и театральные эскизы авторов мировой известности с более частной, камерной точки зрения, увидеть в каждом из них мастера деталей и неспешного рассказа.

Начало ХХ века ознаменовалось поисками новых средств самовыражения, – живописцы и графики, литераторы всех мастей, творцы зарождающегося синематографа стремились преобразовать бытовую скуку в яркое мерцание ежедневного праздника. Кубисты деформировали пространство, моделировали его в нескольких измерениях и разрезах, создавали геометрические формы, балансируя между фигуративным и абстрактным изображениями. Подобного эффекта добивались и литераторы, ломая и искажая привычный стихотворный ритм. Футуристы, постимпрессионисты, революционные прогрессивные поэты активно меняли внешний вид действительности, обращаясь зачастую к исконным божествам древних цивилизаций. В результате, сами не желая того, творцы разбудили "уснувших демонов", – вызвали войны и революции, искривили плавный и уютный ход европейской истории.

 

В противовес футуристическим течениям в России рождается невероятно красивый, хрупко-поэтичный отечественный символизм. Сразу вспоминаются лучшие имена из литературного наследия эпохи: И.Анненский, Вяч.Иванов, В.Брюсов. В своей поэзии они выражают суть русского символизма, хрестоматийно передавая настроение и вкус эпохи. С тем же упоением творили художники: рафинированные экспоненты "Голубой Розы" П.Уткин, В.Милиоти, Н.Сапунов, П.Кузнецов; роскошные мирискусники: А.Бенуа, М.Добужинский, Л.Бакст, Н.Рерих, – все они цитировали, "отражали" и "вновь прочитывали" сюжеты и сцены галантного XVIII века, амурные и драматичные. Дамы в кринолинах, кавалеры в расшитых камзолах, лебеди, пруды, дворцы, набегающая волна и на её фоне романтично поднятый парус, исторические сценки и любовные истории, – вот сюжеты повестей символистов, акварелей и эскизов к декорациям голуборозовцев. В театре, как и в поэзии, – расцвет романтического символизма, интерес к истории, не глубинный, а эстетический. Всё это искусство целиком созерцательное, созданное для наслаждения, любования.

Основной акцент выставки сделан на графические работы. В экспозицию включены очень редкие работы "Задумчивый Амур" Игнатия Нивинского, "Эскиз костюма короля. Балет Спящая красавица"" Леона Бакста и многие другие выдающиеся произведения, достойные музейных собраний.

Наряду с работами корифеев русского искусства Серебряного века, будут показаны акварели Александры Коноваловой, последовательницы и младшей современницы Врубеля и Борисова-Мусатова. Мифотворчество, культ удивительного балансирования на грани яви и сна характеризуют её творчество. Также будут представлены графические листы Николая Шестопалова – яркого выпускника студии М.Тенишевой, ученика И.Репина, экспонента выставок "Мира искусств". Художник отражает, считывает нерв эпохи, рисуя развалины римского форума и заброшенные сады русских усадеб.

 

Все новости Последние новости