19 апреля 2017, 15:22

В 2016 году снизилось число проданных полисов ОСАГО

Эксперты проекта Народного фронта "За права заемщиков" составили рэнкинг (ранжирование) 20 крупнейших страховщиков ОСАГО за 2016 год. Расчеты основаны на данных Банка России и демонстрируют снижение числа заключенных договоров ОСАГО на 3,6%, а также сокращение обслуживания компаниями в тех регионах, где особое распространение получили услуги "серых" автоюристов. Активисты ОНФ в апреле проводят мониторинг, чтобы выяснить, помогли ли снизить напряженность на рынке автострахования новые поправки в закон об ОСАГО.

Рэнкинг, составленный экспертами Народного фронта, показывает страховщиков по объему выплат, прибыльности (убыточности) для них данного вида страхования, а также по доле отказов потерпевшим в прямом возмещении убытков.

На 20 компаний, вошедших в рэнкинг, пришлось 90,9% всех собранных страховых премий ОСАГО. Лидерство на рынке по-прежнему сохраняет "Росгосстрах", на которого пришлось 23,5% от всех собранных страховых премий и 41,3% от всех страховых выплат за 2016 год. При этом ОСАГО для крупнейшего участника оказалось в прошлом году убыточным (отношение выплат к премиям составило 128%).

Из топ-20 страховщиков еще только для СГ "Уралсиб" сегмент ОСАГО был очевидно убыточным (выплаты к премиям составили 197%). Двукратное превышение страховых выплат над премиями у "Уралсиба" объясняется тем, что с августа 2016 года у компании ограничено действие лицензии на осуществление страхования ОСАГО (компания не может заключать новые договоры, но обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства).

Среднее соотношение выплат к премиям у первой двадцатки страховщиков составило 75% (без учета СГ "Уралсиб" - 74%), а по всем семидесяти компаниям, участвовавшим в расчете, этот показатель составил 73%. Таким образом, даже если учесть расходы страховщиков на ведение дел (около 20% от премий) и отчисления в резервы (примерно 3%), объем всех расходов составит около 96% от собранных премий. Это значит, что в целом для рынка сегмент ОСАГО не является убыточным, хотя отдельные игроки в некоторых регионах получают убытки.

Второй критерий, по которому оценивались страховщики, стала доля отказов в прямом возмещении убытков (ПВУ). Процедура ПВУ является обязательной для потерпевшего в случае, если обстоятельства ДТП соответствуют требованиям статьи 14.1 Закона об ОСАГО (в дорожно-транспортном происшествии пострадало только два автомобиля, вред был нанесен только этим транспортным средствам и оба водителя имеют страховки).

В среднем доля отказов страховщиков в ПВУ по предъявленным требованиям составила 4,2%. Минимальная доля отказов в ПВУ наблюдалась у "Ингосстраха" (1,1%), МСК "Страж" (1,3%) и СК "Надежда" (1,6%). Наиболее высокая доля отказов – у "Зетта Страхование" (12,4%), ВСК (9,3%) и АСКО (9,0%) (см. табл.1).

Эксперты посчитали, в каких регионах России выплаты страховщиков клиентам по ОСАГО существенно превысили объем собранных премий (т. н. "проблемные" регионы). Автовладельцы большинства этих регионов столкнулись со снижением доступности полисов в 2015-2016 годах (см. табл.2).

Всего за 2016 год было заключено 38,14 млн договоров, что на 3,6% меньше, чем годом ранее (39,58 млн). Больше всего сократилось число заключенных договоров в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (см. табл.3). Можно предположить, что автовладельцы чаще стали пренебрегать своей обязанностью страховать гражданскую ответственность перед другими участниками дорожного движения.

Кризис на рынке ОСАГО привел к ряду законодательных изменений, призванных повысить доступность полисов в "проблемных" регионах. Так, с 1 января 2017 года все страховые компании, которые имеют лицензию на заключение договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, обязаны заключать его в электронном виде на всей территории Российской Федерации. Также в марте 2017 года Госдума приняла в окончательном чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основным способом страхового возмещения восстановительный ремонт автомобиля, а не денежные выплаты. Ремонт будут проводить станции технического обслуживания, требования к которым определены в законе. Закон вступит в силу с мая 2017 года и его действие будет распространятся на новые договоры.

"Приведенный анализ подтверждает, что проблема ОСАГО носит системный характер. Причем ярко выраженный региональный аспект указывает на то, что дело не только в федеральном регулировании этого инструмента. Существенные убытки в конкретных регионах говорят о том, что там зарабатывание денег с помощью законодательства о защите прав потребителей "поставлено на поток": под предлогом такой защиты "серые" автоюристы наживаются на правовом нигилизме и финансовой безграмотности граждан, перекупая у них право требования к страховщику и отсуживая потом у компаний гораздо большие суммы. К защите людей и их прав это не имеет никакого отношения. Эксперты, в том числе и самого страхового рынка, прямо говорят о выстроенных цепочках и часто мошеннических схемах. Я считаю, что это - результат недостаточного внимания правоохранителей и региональных властей к проблеме, - отметил руководитель проекта "За права заемщиков", член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов.

По его словам, растущее количество не застраховавших свою ответственность автовладельцев красноречиво дополняют эту картинку. На этом фоне принятое решение о приоритете натурального ремонта перед денежными выплатами выглядит возможным, но не самым убедительным решением. Риск того, что это выльется в массовое недовольство качеством ремонта, очень высок.

"Активисты ОНФ сейчас проводят ежегодный масштабный мониторинг в проблемных регионах, чтобы выяснить, действительно ли принятые меры - в частности, обязательное заключение договоров ОСАГО в электронном виде - помогли снизить напряженность в регионах, которые страховщики называют проблемными", - пообещал Климов.

 

Все новости Последние новости