5 мая 2017, 15:30, Антонина Крюкова

Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою

11 мая в российский прокат выходит фильм "Я и ты" французского режиссера Мартена Прово. Отношения двух героинь, неожиданно возникшие после тридцати лет полной неосведомленности о жизни друг друга, могли бы выглядеть обычным, сходящим на нет конфликтом непримиримых антагонисток, не сыграй здесь свои роли такие актрисы, как Катрин Денёв и Катрин Фро.

Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою

"Я и ты" из тех картин, которые не претендуют ни на глубокие философские обобщения, ни на эстетическое новаторство или уникальное авторское высказывание. Это так называемая обыкновенная человеческая история про то, как две женщины, никогда не чувствующие друг к другу симпатии, однажды понимают, что неприязнь, в общем-то, вещь опасная и бессмысленная, и лучше маленький мир, чем большая война, которая отнимает и силы, и здоровье. А самое главное – она, как и все войны, мрачна, безрадостна, губительна для обеих сторон.

Героиня Катрин Фро – акушерка Клер, давно перешагнувшая бальзаковский возраст и вполне довольная и своей жизнью, и своей работой. У нее взрослый сын, который тоже будущий врач, но пока еще студент. А кроме того, ей есть чем заняться помимо работы в больнице: у нее что-то вроде нашей дачи под Парижем, где она, ухаживая за маленьким садом, получает истинное наслаждение. Однажды Клер получает известие от своей бывшей мачехи Беатрис, которая просит о встрече. Три десятка лет назад эта взбалмошная, стремящаяся получить от жизни всё, ничего не давая взамен, ни в чем не ограничивающая себя особа сбежала от отца Клер, увлекшись очередным подвернувшимся под руку мужчиной, оставив о себе, мягко говоря, не совсем благоприятные воспоминания. Покинутый и неприкаянный, сильно переживая предательство, он после этого случая прожил недолго, покончив с собой. Клер винила во всем мачеху – и в том, что та сломала жизнь ее матери, так и не сумевшей оправиться от разрыва с мужем из-за разлучницы, и в самоубийстве отца. И вот теперь она должна увидеть эту женщину, объявившуюся неизвестно откуда. Актриса Катрин Фро наделяет свою героиню спокойствием и уравновешенностью, рассудительностью и житейской мудростью. В самом сюжете фильма подчеркнуты заурядность жизненных обстоятельств нашей героини и обыденность ее существования. Даже знакомство Клер с соседом по даче, ставшее началом довольно бурно вспыхнувшей страсти между ними, не внесло в ее жизнь столько энергии и движения, как встреча с эксцентричной мачехой, свалившейся как снег на голову. Причина появления Беатрис в жизни по-своему счастливой акушерки, радующейся увидевшим свет чужим детям, родившимся на ее глазах, связана не только с тем, что она одинока, но и с неизлечимой болезнью, справиться с которой объективно невозможно, но облегчить последние дни в обществе пусть и никогда не любимой падчерицы просто необходимо.

Есть люди, встреча с которыми переворачивает твою собственную жизнь, заставляет посмотреть на себя другими глазами, отринуться от повседневности и разглядеть в себе незнакомые черты, почувствовать неведомые силы и радость от каждого прожитого дня. Мачеха приехала, чтобы попросить у Клер прощения в надежде, что та откликнется на просьбу о помощи. Сближение между этими женщинами происходит постепенно. Режиссер намеренно отодвигает этот момент, чтобы зритель смог понаблюдать, как оттаивает сердце Клер, которая не сразу, но все же проникается сочувствием к больной мачехе, как она становится для нее родным человеком, требующим постоянного внимания и участия. И когда мачехе после сложной и тяжелой операции потребовалось жилье, для Клер этот вопрос уже был решен – она пригласила ее к себе. При этом ничего общего этих женщин не связывало – скорее отталкивало: характеры, жизненные принципы, образ жизни. Неугомонную, жизнелюбивую Беатрис, кажется, не изменила даже болезнь: "Я скоро умру, но я не боюсь. Я пожила, как хотела", – говорит она. Катрин Денёв играет неистощимую, восхитительную витальность своей героини, заразительную и для рассудительной Клер, привыкшей к размеренной просчитанной повседневности. И эта легкомысленная мачеха, в прошлом принесшая Клер столько обид и огорчений, преподала ей, пожалуй, главный урок жизни: какие бы печали ни одолевали тебя, никогда не унывай, найди в себе силы, чтобы жить радостно, не утрачивая азарта.

Все новости Последние новости