16 мая 2017, 20:45, Татьяна ГОРИНА

Ушла из жизни добрая фея, душа московского театра имени Моссовета Ирина Карташева

Ирина Павловна Карташева – одна из ярких представительниц плеяды замечательных актрис русской классической школы, хранительница славных моссоветовских традиций, заложенных Ю.А. Завадским.  Наряду с такими легендами московской сцены, как Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Марков, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Ирина Карташева стала создательницей узнаваемого стиля нашего театра, вызывающего горячий отклик в зрительских сердцах.  

Ушла из жизни добрая фея, душа московского театра имени Моссовета Ирина Карташева

Актерский диапазон Ирины Карташевой потрясал своей широтой. Более 65-ти разножанровых ролей сыграны артисткой в спектаклях классического и современного репертуара. Ирине Павловне были подвластны разные краски актерской палитры – от лирических, прозрачных, акварельных до насыщенных, ярких, глубоких. При этом каждая из ее героинь отмечена печатью необыкновенной женственности. 

До последнего времени Ирина Павловна была активно занята в репертуаре театра. Она с успехом продолжала играть в постановках, которые можно назвать долгожителями. Так, в спектакле "Фома Опискин", по повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" (1995 г., режиссер П.О. Хомский) Ирина Павловна виртуозно, смело, крупными мазками создала образ взбалмошной Генеральши, матери Егора Ильича Ростанева. Полной противоположностью Генеральше, даме из XIX столетия, можно назвать героиню "Серебряного века" М. Рощина (2001 г., режиссер Ю.И. Еремин) Митрофановну - жительницу послевоенной коммунальной квартиры. В спектакле "Дядя Ваня" А.П. Чехова (2009 г., режиссер А.С. Кончаловский) она сыграла Войницкую. В следующем спектакле чеховской трилогии Кончаловского "Три сестры" она создала образ няньки Анфисы, ставшей символом преданности, "духом" дома Прозоровых. Затем в 2013 году Ирина Павловна сыграла мадам де Розмонд в спектакле "Опасные связи" по роману Ш. де Лакло в постановке П.О. Хомского. А в 2014 году выпустила еще одну премьеру, блистательно, в ярком эксцентрично ключе сыграв Хрюмину-бабушку в "Горе от ума" Грибоедова в постановке Александра Яцко.

Судьба Ирины Павловны Карташевой являет пример мужества, неравнодушия и высокого служения искусству. Ее юность опалена войной, она в составе фронтовой бригады выступала перед бойцами на фронтах ВОВ. Семьдесят лет Ирина Карташова отдала бескомпромиссному служению сцене. Шестьдесят пять из них отдано театру им. Моссовета. Каждым своим выходом на сцену Ирина Павловна несла высокую миссию артистки, удивляя и радую зрителей своим искусством, энергией, мастерством, являясь живым воплощением стиля театра, его художественных традиций, культуры. Все эти годы артистка остается блестящим примером театральной чести и достоинства для своих коллег. Ее работы исполнены благородного уважения к сценическому искусству, высокого отношения к профессии, чуткости и внимательности к партнерам. 

Театр им. Моссовета стал для Ирины Павловны домом, и она прилагала все усилия к тому, чтобы театр стал домом и для ее коллег, в том числе молодых. Несмотря на большую профессиональную занятость и свой весьма почтенный возраст Ирина Павловна Карташева никогда не жалела сил и времени для общественной работы. Много лет она являлась членом Правления и председателем профсоюзного комитета театра имени Моссовета, проявляя незаурядные человеческие качества – душевную доброту и отзывчивость, непоколебимые нравственные принципы, внимание к нуждам окружающих её людей. Кроме того, она являлась членом творческой Комиссии актеров московских театров при Союзе театральных деятелей России, членом правления Центрального дома актера и Центрального дома работников искусств, уделяя в этом качестве большое внимание работе с творческой молодежью, участвуя в благотворительных и шефских акциях, за что в 2006 г. Международный благотворительный фонд "Меценаты столетия" наградил ее Золотой медалью "Во имя жизни на земле". 

Ирина Павловна Карташева была ровесницей театра, ставшего ее судьбой (родилась в 1923 г.), пришла в театр имени Моссовета в 1947 году и проработала на моссоветовской сцене 70 лет. Она выходила на сцену, чтобы делиться со зрителями своей потрясающе светлой энергией, жизнелюбием и подлинной мудростью. 

Все новости Последние новости