17 мая 2017, 18:03

Волонтеры могут повысить доступность дополнительного образования детей

Волонтеры способны значительно повысить доступность дополнительного образования детей – так считают 50% родителей, опрошенных в ходе мониторинга, проведенного в марте-апреле в 85 регионах экспертами ОНФ  совместно с фондом "Национальные ресурсы образования".

Волонтеры могут повысить доступность дополнительного образования детей

Родители готовы доверить своих детей как профессионалам-добровольцам из разных сфер деятельности, так и увлеченным и одаренным людям, способным дать им полезные знания и навыки. В числе таких педагогов они видят преимущественно старшекурсников и выпускников педагогических вузов и колледжей.

За участие волонтеров в реализации программ допобразования высказались 11 тысяч родителей из 22,5 тыс., принявших участие в мониторинге.

"Наше исследование показало, что наличие лицензии у кружка и педагогического образования у преподавателя – далеко не основные показатели удовлетворенности родителей организацией допобразования. Главное, чтобы педагоги были интересны детям, их программы были содержательны, современны и разнообразны", - отметила координатор проекта ОНФ "Равные возможности – детям", зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Она пояснила, что только треть опрошенных родителей полностью довольны содержанием допобразования. Остальные отмечают недостаток разнообразия программ и направлений подготовки.

По данным Росстата, в 2016 году наиболее посещаемыми были кружки в области искусств (30,9%), социально-педагогической направленности (21,2%) и спортивные секции (18,6%). Значительно меньше детей было охвачено занятиями технической, естественно-научной, туристическо-краеведческой направленности, а также предпрофессиональными программами.

При этом, как показал мониторинг ОНФ, потребности детей и их родителей значительно выше. Так, бесплатно водить детей в кружки творческой направленности желают 46% родителей: 9,4% – на танцы, 6,9% – на рисование, 6,2% – на иностранные языки, 6% – на домоводство и 4,7% – на музыку.

Бесплатные спортивные секции выбирают для своих детей 30% опрошенных: 7,4% – плавание, 5,4% – волейбол, 4,3% – аэробику, 3,9% – гимнастику, 3,3% – футбол. За кружки технической направленности выступили 12% родителей: 6,5% – за робототехнику, 2,3% – компьютерные кружки, 1,8% – конструирование и макетирование.

"Поскольку большинство детей не вовлечены в кружки технической направленности, шансы, что в будущем они выберут профессию инженера или проектировщика, невелики, хотя страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерных и рабочих кадрах", - комментирует Духанина.

Особую озабоченность вызывает состояние обучения по предпрофессиональным программам детей с особыми потребностями. Росстат сообщает, что в 2016 году только 1,3% детей-инвалидов и 0,4% детей с ОВЗ были вовлечены в профориентационные программы в области искусств. Чуть лучше дела обстоят с техническими и естественно-научными кружками. Но в целом, по словам экспертов, из-за низкого охвата предпрофессиональными программами снижаются возможности для таких детей стать в будущем художниками, архитекторами, музыкантами, математиками, физиками.

"Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Людвиг ван Бетховен были людьми с ограниченными физическими возможностями, но с невероятными способностями. И сегодня среди особых детей, конечно же, есть высокоодаренные ребята. Обучение дается им тяжелее в силу физических особенностей, поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь им раскрыть свои способности", – подчеркивает Духанина.

По мнению родителей, профориентационные дополнительные программы помогают детям ориентироваться в мире профессий (21% опрошенных) и осознанно выбирать место учебы (23%). Кроме того, на занятиях ребенок пробует себя в разных сферах (56%), развивает навыки жизни в современном мире (26%), получает новое пространство общения (40%). Это общение не только со сверстниками, но, прежде всего, с руководителем кружка, у которого дети перенимают навыки, учатся трудолюбию.

"Дети тянутся к молодежи, которая умеет говорить с ними на одном языке, у которой есть свежие творческие идеи и стремление воплотить их в жизнь. Сегодня, по данным Росстата, в составе педагогов допобразования преобладают специалисты в возрасте 45–54 лет. Хотелось бы, чтобы наряду с опытными преподавателями кружки и секции вели молодые профессионалы и студенты-старшекурсники, которые уже преуспели в определенных областях", – отмечает Духанина.

По словам родителей, дети хотели бы заниматься с образовательными волонтерами в спортивных секциях (11% опрошенных), кружках по танцам (7%), рисованию (6,6%), искусству (6%) и туризму (7%).

Также, по мнению опрошенных, волонтеры могли бы заинтересовать детей занятиями по робототехнике, музыке (по 3%). Родители доверяют волонтерам обучение детей языкам, программированию, моделированию, конструированию, макетированию, вокалу, хору, керамике, шахматам, плаванию, футболу, экологии.

"В рамках проекта ОНФ "Равные возможности – детям" образовательные волонтеры Российского союза сельской молодежи уже готовы проводить бесплатные занятия для детей в возрасте от 8 до 17 лет в девяти регионах: Ленинградской, Астраханской, Воронежской, Рязанской, Московской областях, Красноярском крае, Дагестане, Чечне и Мордовии. Это кружки физкультурно-спортивной, эколого-биологической и творческой направленности. Открыты секции по волейболу, баскетболу, футболу, боксу, единоборствам, другим спортивным дисциплинам. Есть занятия по кролиководству, предпринимательству, бисероплетению, плетению корзин, обработке меха и т.д", – сообщила член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. По ее мнению, участие волонтеров в проекте "Равные возможности – детям" дает возможность молодежи, преимущественно сельской, внести свой вклад в развитие родного края.

"Движение образовательного волонтерства под эгидой ОНФ набирает обороты. Отрадно, что многие родители разделяют его идею. Мы не упустим возможности участия в проекте "Равные возможности – детям" активной молодежи, которая готова вкладывать свой талант и энергию в развитие детей. Перед проведением занятий все волонтеры пройдут собеседование с координатором проекта по вопросам образования, квалификации и опыта работы с детьми, а также обучение и аттестацию. Родители должны быть уверены, что с их ребенком занимаются специалисты, которые любят детей и готовы взять на себя ответственность за их воспитание", – заключила Любовь Духанина.

Все новости Последние новости