26 мая 2017, 18:19, Антонина КРЮКОВА

Встреча на "Висле" с польским кино

В столичном кинотеатре "Иллюзион" состоялось открытие десятого фестиваля польских фильмов "Висла" – главного кинематографического события мая, которое проходит ежегодно. 

Встреча на "Висле" с польским кино

В речах выступающих с приветствиями зрителям и гостям фестиваля звучали слова уверенности, что культура является гарантом добрососедских отношений между странами, в какие бы политически сложные времена это ни происходило, и именно в такие периоды она становится особенно востребованной, пробуждая в людях лучшие чувства друг к другу. О том, что юбилейная "Висла" станет именно таким мероприятием, сомневаться не приходится. По крайней мере, залы кинотеатров, где проходят показы польских фильмов, никогда не оставались незаполненными, и за эти годы у фестиваля появилась своя постоянная публика, осознанно его ожидающая и приходящая на просмотры, чтобы не только познакомиться с новым польским кинематографом, но и испытать эмоциональные потрясения. А это, как говорится, дорогого стоит.

В конкурсную программу десятой "Вислы" вошли двенадцать картин, снятых в последнее двухлетие. Отборщики постарались включить в конкурс разножанровые работы польских режиссеров, поэтому здесь и артхаусные "11 минут" Ежи Сколимовского, уже не раз участвовавшего в таком соревновании, и сюрреалистическая комедия "Эдерли" Петра Думалы, и историческая "Волынь" Войцеха Смажовски, и захватывающий триллер "Красный паук" Марцина Кошалки, и криминальная драма "Простая история об убийстве" Аркадиуша Якубика, и биографическая лента "Последняя семья" – дебют Яна Матушиньского о знаменитом польском художнике Здиславе Бексинском и его близких. По меньшей мере в двух картинах конкурса заявлена тема войны – это "Клезмер" Петра Хшана и та же "Волынь". В первой события происходят в Польше в 1943 году во время немецкой оккупации и речь идет о выживании, о Холокосте, о невероятной жестокости и беспримерной духовной силе человека, поставленного в невыносимые обстоятельства. "Волынь" посвящена страшной трагедии, вошедшей в историю как "волынская резня", когда произошло массовое уничтожение польского гражданского населения УПА во время украинско-польского этнического конфликта. Надо сказать, что Войцех Смажовский – первый режиссер, который взялся за эту необычайно трудную тему, с самого начала подчеркивая, что его намерением было снять фильм как можно более честно и представить правдивую историческую картину военных событий. Будем надеяться, что этот фильм станет соединяющим народы мостом, а не стеной, разделяющей их. На реальных событиях основан сценарий ленты Бартоша Ковальского "Детская площадка", в которой говорится о драматических последствиях, связанных с насилием и подростковой преступностью. Главными героями дебютного фильма Лукаша Гжегожека "Кэмпер" стали молодые супруги, переживающие серьезный семейный кризис, но режиссер подошел к проблеме с юмором и сатирической интонацией, создав довольно колоритный портрет современного поколения, не заморачивающегося сложностями жизни, а – напротив – стремящегося к упрощениям и примитиву. Несколько любовных историй решил показать режиссер Артур Урбаньский в своем фильме "Хрустальная девушка", где молодых людей объединяют разной степени откровенности отношения: то остро переживаемая боль, то не лишенные юмора почти обыденные связи, а то и непреодолимая тяга друг к другу. Надо заметить, что этим фильмом продолжается эксперимент актерских дипломных работ, начатый год назад в Лодзинской киношколе. Добавим, что кроме короткометражек этой киношколы, на фестивале представлены еще и работы студентов Варшавской киношколы, как и фильмы, снятые начинающими режиссерами на студии Анджея Мунка.

Особым событием нынешнего фестиваля "Висла" станет ретроспектива из восьми картин великого польского режиссера и классика мирового кино Анджея Вайды, ушедшего из жизни в прошлом году. Тем, кто только начинает знакомиться с его обширным творчеством, стоит непременно посмотреть трилогию "Человек из мрамора", "Человек из железа" и "Человек из надежды" – последний фильм посвящен Леху Валенсе, простому рабочему и большому руководителю страны. На этот раз представлена и "Документальная Польша" – скромная программа неигровых картин, среди которых и лента "Братья", рассказывающая об ученом и художнике, Альфонсе и Мечиславе Кулаковских, прошедших советские лагеря и при этом полюбивших Сибирь и Казахстан, где прошла их жизнь. На открытии фестиваля в "Иллюзионе" один из героев этой картины Альфонс Кулаковский со сцены признался в любви России, которая вызывает у него такие же сильные чувства, как и Польша.

Что касается конкурса, то его победителя выберет жюри из членов Гильдии киноведов и кинокритиков, которое, как и в прошлый раз, возглавил кинокритик Виктор Матизен. Он-то и вручит лауреату статуэтку "Белый слон".

 

Все новости Последние новости