14 июня 2017, 11:53, Антонина Крюкова

Про любовь

15 июня кинопрокатная компания "ПРОвзгляд" выпускает на российские экраны фильм Николя Бедоса "Он и она". Надо сказать, что эта двухчасовая французская картина стала режиссерским дебютом Бедоса, которую он поставил еще и по собственному сценарию в соавторстве с актрисой Дорией Тилье, сыгравшей жену его героя и одновременно рассказчицу их семейной истории, длившейся сорок пять лет.

Про любовь

Композиционно фильм построен по всем правилам классического романа с прологом и эпилогом, с главами, каждой из которых предпослано название и в каждой же последовательно и подробно рассказывается о ключевых событиях из жизни этой очень непростой супружеской пары, связанной не только узами брака, но и общими литературными интересами. Казалось бы, линейное повествование должно навевать скуку, однако этот фильм воспринимается живо, весело и вовсе не утомительно.

А все благодаря фантазии авторов, придумавших и разыгравших на экране увлекательную – порой печальную, а порой смешную – драму, то соединяющую их накрепко и навечно, то разлучающую раз и навсегда. В итоге картина получилась романтичной, нежной, полной юмора и одновременно горькой, способной вызвать благодарные слезы даже и у совсем не сентиментального зрителя.

"Любовь – это все, что угодно, только не скука" – таков слоган фильма и, похоже, такой жизненный девиз с первых дней знакомства выбрали для себя случайно (впрочем, первая глава пророчески называется "Неслучайная неслучайность") встретившиеся в ночном клубе начинающий писатель Виктор и магистр классической литературы, еврейка-интеллектуалка Сара. Это произошло в начале 70-х, когда кумирами читающей и думающей молодежи были философы Мишель Фуко, Жиль Делез, Жак Деррида, Жак Лакан и представители "нового" романа Ален Роб-Грийе, Натали Саррот, Симона де Бовуар, Ромен Гари – их имена то и дело упоминают в своих разговорах наши герои. Их общий интерес – Джойс, Достоевский, Камю, роман Виктора "Гнетущий город", которым он прославится, будут сравнивать с книгами Филипа Рота, также упоминаются имена Франсуазы Саган, Жан-Мари Леклезио, Маргерит Дюрас. Молодые люди всю жизнь находятся в этом литературном контексте, требующем и соответствовать ему, и мечтать об успехе – скажем, о Гонкуровской премии. Сара становится не только музой своего молодого супруга, но и редактором его романов, ни один из которых не выходит в свет без ее предварительной правки. И как станет известно в конце, весьма существенной.

Режиссер показывает и этот беспокойный, деятельный, энергичный период в жизни персонажей, и то время, когда наступает усталость, происходит охлаждение друг к другу, требующее новизны отношений, свежих ощущений, иного круга и перемену мест. Их первенец, на который они возлагали большие надежды (недаром и соответствующая глава называется "Чудо жизни") рождается умственно отсталым, муж не отличается супружеской верностью, жена пристрастилась к кокаину. Им предстоит все это пережить, не говоря уже о творческом кризисе и финансовых неудачах. Писательский успех, как усвоил Виктор, штука весьма капризная и непредсказуемая, он зависит не только от трудоспособности и таланта автора, но и от вкусов времени, читательских запросов. Не сказать чтобы режиссер сильно стремится показать муки творчества – этот процесс хоть и подразумевается, но не выносится на первый план, мир героев состоит из любви и проблем, которые для них предусмотрительно приготовила семейная жизнь. Помогает юмор, вернее умение смотреть на себя со стороны, не возводить всякую неудачу в ранг неразрешимых трудностей, но относиться к этому слегка возвышаясь над жизненной суетой. Когда наступает период благополучия, в который неизбежно становится скучно от пресыщенности богатством, Виктор начинает путешествовать, Сара осваивает индийские танцы и заводить пять собак. Слуги, картины, диван Ле Корбюзье – все это скучно, однообразно, бесперспективно, потому что вещи не вдохновляют на творчество, не пробуждают мысль и фантазию, а только мешают встряхнуться, выйти из сонного состояния, если позволить себе этим увлечься.

Но никуда не деться от реального положения вещей, когда "стало не просто написать что-то новое", когда "пишут все, не читает никто", а еще – когда "она становится все красивей, а он лысый и рогатый". Но ни это, на развод не повлияют на их глубокие, искренние чувства. А что касается участия Сары в творческом процессе Виктора, то главный сюрприз ждет зрителя в конце фильма, когда она рассказывает биографу ее скончавшегося мужа, что его романы были настолько слабы, что ей приходилось просто переписывать их заново. И то, что он в качестве псевдонима взял ее фамилию Адельман, лишь подтверждает авторство Сары. Но что не сделаешь ради любви!

Все новости Последние новости