27 июня 2017, 16:21, Антонина КРЮКОВА

Как человека испытывают на прочность в пустыне и в космосе

На открытии Российских программ 39-го ММКФ состоялся показ картины Юрия Грымова "Три сестры". В поставленной по мотивам пьесы Чехова ленте действие перенесено в наши дни, а все герои дожили до пенсионного возраста.

Как человека испытывают на прочность в пустыне и в космосе

Свою пьесу о страданиях сестер Прозоровых, мечтающих попасть в Москву, Чехов написал в 1900 году, но, по замыслу режиссера, и спустя почти сто двадцать лет, в русской жизни и в их семье все осталось по-прежнему. Этому не помешали ни сменившиеся эпохи, ни войны, ни новые технологии, вошедшие в устоявшийся и, казалось бы, непоколебимый быт в виде (как примета времени) компьютеров и мобильных телефонов, ни возраст персонажей, которые давно перешагнули полувековой рубеж, ну а няньку Анфису с ее восьмьюдесятью дальше старить режиссер не рискнул. Долгая жизнь в провинции не прибавила им лоска, не способствовала карьерному росту, хотя старшая сестра Ольга (Людмила Полякова) и дослужилась до директора школы, не сделала, разумеется, счастливыми, о чем они все еще мечтают, приравнивая эту мечту к жизни в Москве – недосягаемом символе счастья, куда стремятся до сих пор. Так и доживают они свой век в пришедшем в упадок старом доме, оставаясь с наивной верой в лучшую жизнь и сохраняя любовь и привязанность к когда-то молодым кавалерам и дамам, теперь едва соображающим, какое время наступило. Смотреть на них "и больно, и смешно", им сочувствуешь, когда видишь тоску и безнадежность в глазах. Носители былой цивилизации и нравственности, наследники большой культуры в новом времени стали маргиналами, никому не нужными мыслящими "ископаемыми". Хорошо в новую жизнь вписалась только Наташа (Натали Юра), жена брата Андрея, которая у Грымова олицетворяет "грядущего хама", уже внесшего в семью цинизм и жестокость. Здесь надо сказать, что режиссер нашел удачный образ, свидетельствующий о той самой жестокости, когда Наташа расправляется с голубями, много лет приносящими радость всему семейству. Не случайно и то, что роли сестер сыграли такие актрисы, как Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, тоже носители былой, уходящей кинематографической культуры, оставшейся разве что у тех, кто работал в советском кино. Также не случайно режиссер снял свой фильм (Грымов здесь и оператор) в черно-белом изображении, выражающем преемственность, непрерывность традиций в кино, которыми сегодня мало кто озабочен.

Выпускник ВГИКа Анар Аббасов в программе российского игрового кино на ММКФ представил свой полнометражный дебют – фильм "Амун", названный так по имени святого старца-исцелителя, которого главный герой Петр (Алексей Филимонов) пытается найти в Иудейской пустыне, чтобы тот вылечил его сына, после операции впавшего в кому. Жанр притчи сегодня встретишь не часто, но все же никуда не исчез, и Анар Аббасов замечательно его использует, высказываясь по поводу вечных вопросов, заставив своего персонажа преодолеть все соблазны, искушения и страдания, чтобы поверить в высшую истину. Во время поисков мистического старца герой Филимонова остается один на один с собой в раскаленных песках, преодолевая жажду и голод. Режиссер намеренно оставляет его без средств к существованию, когда водитель, вызвавшийся подвести его к месту, где может быть святой, грабит и избивает своего пассажира, бросив в бескрайней пустыне. Время от времени тот вспоминает прошлое: дом отца, с которым никак не ладятся отношения из-за прямо противоположных взглядов на жизнь и воспитание мальчика, лес и реку, раненую птицу, похороненную дедом и внуком, который надеется, что она воскреснет.

Преодоление физических испытаний отъявленным скептиком и реалистом Петром на самом деле оказываются "детским садом" в сравнении с его постепенным мученическим приходом к вере. В этом медитативном фильме путь от примитивного прагматика к человеку, способному на самопожертвование, герой Филимонова прошел на редкость убедительно. Недаром на V национальном фестивале "Движение", состоявшемся в Омске, актер был удостоен за эту роль специального упоминания жюри.

"Время первых" Дмитрия Киселева о подвиге космонавта Алексея Леонова (Евгений Миронов) и возвращении домой вместе с напарником Павлом Беляевым (Константин Хабенский). Естественно, это реальное событие, произошедшее в 1965 году и вызвавшее невероятную гордость всех советских людей от академика до пастуха. Сложнейшая операция по подготовке и выходу в космос представлена на экране подробно и добросовестно силами немалого количества хороших актеров, перевоплотившихся в космонавтов, ученых, инженеров, конструкторов, а также второстепенных участников происходящего. Но все же самая сильная часть картины не та, где показан выход Леонова в открытый космос, довольно затянутая созданными для него техническими трудностями, а та, где космонавты после приземления попадают в снежную тайгу, почти потеряв надежду не умереть от холода и голода. Потому что в ней нет нарочитого, избыточного пафоса, без которого сегодня не обходится ни один патриотический фильм, а есть простые человеческие переживания, вызывающие тревогу и соучастие.

 

Все новости Последние новости