4 июля 2017, 11:47, Антонина Крюкова

В поисках потерянного отражения

Самым ожидаемым фильмом Российской программы игрового кино на 39-м ММКФ был, пожалуй, "Большой" Валерия Тодоровского. И это понятно: новые проекты режиссера, как правило, становятся событиями, заслуживающими пристального внимания. У всех еще на памяти удачный его телесериал "Оттепель", по качеству превосходящий любой из многих, снятых про ностальгическое хрущевское время, да и все предыдущие фильмы Тодоровского, режиссера с хорошей репутацией профессионала, удостоились всяческих похвал. По крайней мере, провалов у него никогда не было.

В поисках потерянного отражения

Но что удивительно, в снятом после "Оттепели" фильме "Большой" Тодоровский будто находится под влиянием своего сериального опыта. И, надо сказать, не самого благоприятного для  режиссера и полноценной новой работы, задуманной вовсе не для невзыскательной телевизионной аудитории, а для большого экрана с его разнообразными зрителями, среди которых наверняка есть и те, кто особенно ценит неожиданность авторского высказывания и самобытность художественного языка.

Усвоенный режиссером телевизионный опыт определенно отразился в "Большом" – в примитивной истории про талантливую девочку из глубинки, выучившуюся балету (впрочем, не вполне понятно, о чем хотел рассказать режиссер – о трудностях постижения балетного искусства, судьбе и творчестве стремительной провинциалки, об отношениях артисток, когда соперницы, чтобы получить роль, используют любые средства вплоть до увечья или о закулисье балетного мира, в котором правят зависть, шантаж и интриги – вспомним пресловутый случай Сергея Филина), в невозможной затянутости картины из-за бесконечно повторяющихся флешбэков, отсылающих к неблагополучному детству и отрочеству героини, в многочисленных штампах, превращающих фильм в скучное, долгоиграющее зрелище, где драматургия топчется на месте. А красивая байка про полет когда-то знаменитой танцовщицы, преодолевшей в прыжке расстояние между двумя крышами стоящих друг против друга домов, превращающийся в эталон балетного умения в мечтах молодых артисток, только прибавляет фильму предсказуемости: в конце концов, наша провинциалка непременно совершит-таки этот трюк – кто бы сомневался!

Режиссер Иван Шахназаров посвятил свой полнометражный дебют "Рок" тоже творческим людям, но, несмотря на таковых героев, про что фильм, осталось неясным. Предпочтя всем жанрам комедийный роуд-муви, режиссер, по воле довольно глупого случая, отправил их в вынужденное путешествие по необъятным российским просторам: по замыслу – добраться до Москвы, чтобы своим необычайным талантом покорить столичного зрителя, на деле же вышло так, что молодые музыканты из глухой провинции поплутали по бездорожью, скрываясь от крутого бандита, и явились на московскую радиостанцию тоже под названием "Рок", как и сама картина – ах какое находчивое совпадение! – когда та сгорела дотла, представ перед ними в совершенно безнадежном виде. Зачем надо было делать персонажей музыкантами, из маловразумительного сюжета понять невозможно: только в конце фильма прозвучал единственный музыкальный номер в исполнении коллектива "Полтора кота" (кстати сказать, название позаимствовано у Анны Ахматовой). Можно предположить, что их преследует рок, то есть злая судьба в лице мрачного киллера, деньгами которого соблазнился один из персонажей, к тому же вовсе ими не воспользовавшись. Но стоило ли нагромождать все эти случаи один на другой, если в итоге история получилась на редкость нелепой, оставив зрителя в недоумении. Все же, если музыканты, то они должны заниматься своим делом, а не "бегать по лесам с пистолетами".

В еще одном дебюте – картине "Прикосновение ветра" Ольги Веремеевой и Елены Демидовой одновременно представлены как бы два сюжета. В первом актриса, приехав вроде бы в Бурятию на съемки фильма, пытается разыскать некоего человека, но вместо него ее встречает совершенный незнакомец, с которым она отправляется на поиски того, ненайденного. Однако про него они быстро забывают, предавшись этнографическому странствию, связанному с буддизмом и ламами. Оказывается, знакомство с буддизмом и есть смысл метафоры, вынесенной в заголовок фильма – то бишь это и означает прикосновение ветра. Во втором сюжете проходит кастинг фильма, когда режиссер пытается выяснить у кандидаток на главную роль, какой они видят героиню – ту самую, которая ощутила "прикосновение ветра". Среди актрис и она, разумеется, самая интересная и необычная, которой, по всей вероятности, и достанется роль. Но не это важно в фильме, а метод, который придумали авторы, не потрудившись его осмыслить и перемешав будто бы документальные и вполне игровые эпизоды. Да так этим увлеклись, что забыли про то, зачем свой фильм сняли, но желание самовыразиться осталось все же выполненным.

Еще одна картина с избыточно метафорическим названием – "Потерянное отражение: исповедь содержанки" – представила на фестивале режиссер Елена Жигаева, поначалу задумавшая снять документальный проект, составленный из интервью провинциалок, из-за бедности и призрачных амбиций отправившихся в столицу и ставших содержанками богатых мужчин. Однако рискнула превратить его в игровое кино. Но есть подозрение, что первоначальный замысел был интереснее, поскольку в нем речь шла о судьбах нескольких реальных героинь, откровенно высказавшихся о своей невеселой жизни. В игровом кино осталась лишь одна история содержанки, долго терпевшей своего неприветливого покровителя, превратившим ее в собственную вещь. Поначалу ее привлекает жизнь в столице, прельщает эта блестящая обертка. Но со временем она понимает, что теряет себя, следуя желаниям своего хозяина. Последней каплей терпения стали его нежелание завести общего ребенка и поездка к морю, куда он пригласил содержанку, а сам приехал отдыхать с женой и детьми. Прозрение наступает, когда она, предоставленная самой себе, в одиночестве бродит по берегу моря, постепенно понимая, насколько разрушительны для нее эти неопределенные отношения, не имеющие никакого будущего. И она решает начать жизнь заново. Возвращение к себе, естественно, связано с приходом в храм и ее собственным отражением в зеркале – раньше это отражение она не видела. Мораль: не ходите, девушки, в содержанки.

Все новости Последние новости