8 июля 2017, 20:38

Водная стихия в "Тайной силе"

Такого мы еще не видели в театре, чтобы босые актеры играли на подмостках под дождем. Эффект оказался поразительным, труппа "Тонелгруп Амстердам" доказала, что мокрая одежда помогает артистам правдоподобно существовать на сцене.

Водная стихия в "Тайной силе"

Спектакль "Тайная сила" в постановке Иво Ван Хове на международном Чеховском фестивале ждали с большим нетерпением, поэтому зал Театра Моссовета был переполнен, а у входа спрашивали лишний билетик. Многие гадали, что это за новатор такой, о котором в Европе ходят легенды по поводу его необыкновенных трактовок произведений, смелых технических новаций, а генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин гонялся за ним не один год, чтобы он привез в Москву одно из своих творений.

   И вот, наконец, долгожданная встреча состоялась. Занавес был открыт, сцена наполовину залита водой, на заднем плане стоят вешалки с одеждой (актеры переодеваются тут же). за роялем, (впоследствии он будет расстроен), сидит пианист и что-то импровизирует. Один за другим на авансцену выходят герои представления. Это семейство колониального губернатора в восточной провинции Отто Ван Аудейка, не замечающего, что красавица-жена тайно встречается со взрослым сыном от первого брака, дочь, мечтающая о браке с метисом-танцором, ненавидит мачеху и во всем противоречит отцу. В общем, та еще аристократическая семейка, изнывающая в изоляции от большого света и страдающая от бесконечных муссонов, летучих мышей и тараканов. Несмотря на исторические вихри времени посланцы старого Амстердама не изменяют своим привычкам, по вечерам устраивают скучные приемы, сплетничают, заводят ни к чему не обязывающие романы и свысока смотрят на местных аборигенов, будучи уверенными, что именно европейцы принесли в забытый Богом край настоящую культуру, свободу личности и приобщили к цивилизации.      

  Губернатор так же гордится своей благородной миссией, оставаясь верным солдатом далекой отчизны и ее патриотом. Отто даже не предполагает, что национальный менталитет, сама природа, сформировавшая характеры, намного сильнее навязанных иностранцами законов.  Скоро он ощутит на себе эту скрытую до поры до времени космическую силу. Она раздавит его, зацепит семью и карточный домик видимого благополучия распадется, исчезнет в завывающем вихре торнадо. Вот почему в самые кульминационные моменты спектакля, когда напряжение возрастает троекратно, с колосников сцены проливаются потоки дождя, поднимается ветер, и люди уже не цари природы, а всего лишь песчинки в бешенном темпо-ритме стихии.

       Поначалу не замечаешь, что и мужчины в пиджаках, и дамы в вечерних платьях ходят босиком, а когда обращаешь на это внимание, то понимаешь – режиссер сделал это не ради экзотики или из практических соображений, чтобы не портить обувь водой. Здесь другое: босой человек кожей чувствовать землю по которой ходит, а сцена для артиста – это его родная стихия, поэтому он "питается" ее энергией. В этом есть что-то сакральное, чувственное…

      На первый взгляд, самонадеянный губернатор принимает правильное решение, увольняя с высокого поста сына вождя местного племени, заподозренного в шулерстве и игорном бизнесе. В то же время Отто в исполнении Гейс Схолтен Асат упускает главное – силу единения "дикого" народа, принятому тут уважению к старшим. И если мать просит о помиловании сына, унижаясь и валяясь в ногах у губернатора, то отказ приведет к неминуемым последствиям – открытому бунту, назревающему давно. Это не политический спектакль, и тем не менее в нем явно проступает цинизм бутафорской власти, делающей вид, что она несет добро, а на самом деле уничтожает в человеке самое ценное – экологию души. Прозревший губернатор понимает это слишком поздно. Жестокость порождает жестокость и горе тем, кто не наделен милосердием, поэтому Отто остается один.

   Роман "Тайная сила", инсценированный Петером Ван Край, написанный Луи Куперусом после посещения в конце девятнадцатого века голландских колоний, удивительным образом совпадает со злободневной темой двадцать первого века, когда идейные колонизаторы пытаются подчинить  себе независимые государства, не осознавая той тайной силы, которая сидит в каждом народе, и она обязательно пожнет бурю.

Все новости Последние новости