9 сентября 2017, 16:43, Любовь Лебедина

"Золотую репку" вытянет самый талантливый режиссер

В миллионной Самаре на Волге открылся уникальный Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи "Золотая репка – 2017",  который продлится до 14 сентября с приглашением коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Кургана, Тольятти, Уфы и даже Китая, а сами хозяева фестиваля – "СамАрт" покажут два спектакля: "Пер Гюнт" и "Манюня".

"Золотую репку" вытянет самый талантливый режиссер

В течение 20 лет на территории  "СамАрта" при активном участии и помощи директора театра Сергея Соколова и его слаженной команды шла активная работа по подготовке и обучению начинающих режиссеров, которым предоставлялись артисты этого театра, репетиционные залы для экспериментов и преподавали столичные мастера.

    Где еще в России вы найдете другой такой театр, готовый выращивать молодые таланты и потом давать им путевку в большую жизнь, ибо режиссерская профессия, прежде всего, требует практической деятельности. И вот результат: на нынешнем Х11 фестивале девять выпускников самарской лаборатории показывают свои спектакли. Более того, для экспериментальных работ в этом году были приглашены режиссеры из Германии и Швейцарии.

 Не могу сказать, что проект Катарины Кромме с ее пьесой "Ильнур Альбатрос" внес что-то новое в наш творческий процесс. К тому же это был всего лишь каскад игровых этюдов, сделанных за несколько дней. Тем не менее, молодые артисты, благодаря своей органичности и самоотдаче, сдали экзамен экстерном с положительным результатом.

  Совсем другая картина наблюдалась при показе лабораторной работы Доминика Бюттнера с "Трехгрошовой оперой" Бертольда Брехта. Во-первых,  в сокращенном варианте пьесы участвовали опытные артисты театра, имеющие отличное представление о брехтовской системе остранения и его синтетической природе с музыкальными зонгами. А этого не достигнешь, если нет голоса. По крайней мере, у Марии Феофановой ( Полли Пичем) и Татьяны Михайловой ( Дженни Малина) -  он есть. Что же касается Мэкки – Ножа в исполнении Алексея Меженного, обладающего прекрасными вокальными данными, но лишенного заразительной энергетики, - в такого экстравагантного герою веришь с трудом. Он скорее напоминает безработного чиновника, решившего заняться рэкетом с помощью неопытных доходяг, заглядывающих ему в рот.

 Отличная работа у Ольги Агаповой, представившую умную и дальновидную жену владельца фирмы "Друг нищего" Селию Пичем. У этой актрисы довольно тонкий вкус и умение существовать в кабаретной стилистике, отчего во время ее присутствия на сцене все внимание было приковано к ней. Думаю, работу над этим спектаклем надо продолжить. Уж больно он отвечает вызовам нынешнего продажного времени и, по-настоящему, актуален, а силы у театра для этого есть.

  Не совсем "Обыкновенная история" по роману И.Л. Гончарова получилась у Саратовского ТЮЗа имени Киселева, и потому назвавшего свой спектакль "Милый Сашенька", идущий более трех часов в день открытия фестиваля. Режиссер Алексей Логачев, автор композиции и исполнитель образа Петра Ивановича Адуева, вынужденный ввестись на эту роль из-за ухода из жизни артиста Ильи Володарского, избрал для постановки довольно сложный симбиоз лирической комедии с мелодрамой, придав ей оттенок притчевого повествования, где по идее воспитание и семья играют большую роль. В результате получился многоцветный калейдоскоп, рассчитанный в основном на смеховую реакцию публики. Порой мне казалось, что режиссер смотрел на своих героев свысока, не столько сочувствую им, переживая за них, сколько поучая и выставляя в неприглядном свете. Отсюда шли преувеличения, готовые превратиться в шарж, застывшие картинки, наподобие журнальных комиксов и так далее.  Для этого он ввел трех помощников режиссера, которые постоянно присутствуют на сцене и комментируют события, как бы апеллируя к авторским ремаркам, при этом  похожих на современных наблюдателей.

  Можно, как угодно трактовать поединок двух Адуевых: старшего и младшего по поводу смысла жизни, для одного заключающегося в успехе и продвижении по службе, а для другого – в вечной любви, жертвенной страсти, но при этом нельзя представлять наивного Сашеньку, решившего покорить Петербург своим талантом, в виде сельского пастушка. Внешне артист Александр Степанов настолько смешон и нелеп, несмотря на горячее сердце, что барышни высшего света могли принимать его за шута. Поэтому неудивительно переменчивое поведение вздорной Наденьки в исполнении Кристины Топчевой, играющей с пылким Сашенькой, как кошка с мышкой. Тем более непонятно, как в такого "бовиана" могла влюбиться опытная женщина, богатая вдова Юлия Тафаева Ольги Лисенко с хорошо поставленным голосом оперной певицы и знающей все секреты адюльтера. Поэтому, когда Петр Иванович начинает учить уму разуму своего племянника, то чаша весов невольно склоняется в его сторону, так как глупость в больших размерах не имеет оправдания, над ней можно только смеяться. Тут, надо сказать, Александр Степанов с наивностью переборщил, и режиссер не помог ему вырасти в своих глазах, осознав всю бесполезность каких - бы то ни было усилий под давлением всесильных обстоятельств, формирующих человека по-своему.

  По сути с Адуевым –младшим происходит трагедия, он теряет себя и после множества разочарований - любовь превращает в ремесло, избирая путь приспособленца и "демократа" прагматичного века, с которым можно поладить. Таким образом в романе, он идет дальше своего умного дядюшки, но поскольку в спектакле милый Сашенька не меняется ни внешне, ни внутренне, оставаясь все таким же недотепой, изображая депрессию, лежа на диване, то ожидаемого удара от "перевертыша" не происходит.

 В третьем акте спектакля неожиданно возникает тема напрасно прожитой жизни. И тут ее подхватывает Адуев -старший, не заметивший, как в жизненном круговороте и бесконечной погоне за синицей в небе – потерял добрейшую жену Лизавету Александровну (актриса Анна Соседова), которая ушла из жизни незаметно и тихо, никого не виня и не держа зла. У ее постели собираются все участники спектакля, звучит грустная мелодия и на ум приходит одна простая и неразрешимая дилемма: ради чего хлопочем, обманываем, суетимся, господа, если жизнь такая короткая, при том, что любящая душа вечная…

Все новости Последние новости