15 сентября 2017, 15:21, Любовь ЛЕБЕДИНА

Веселые артисты в поисках своей темы и героя

В Самаре завершился Х11 Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и юношества "Золотая репка", который можно считать и международным, так как в нем участвовали китайские артисты с двумя спектаклями: "Маленький солдат Чжан Га" и "Стулья" по пьесе Эжена Ионеско.

Веселые артисты в поисках своей темы и героя

Напрасно некоторые режиссеры утверждают, что для юношества не нужен специальный репертуар. Это бред, поскольку многочисленная аудитория тинейджеров жаждет быть услышанными через своих героев на сцене и обратить на себя внимание взрослых. "СамАрт" во главе с генеральным директором Сергеем Соколовым это понимает и в лабораториях выращивает своих режиссеров, неравнодушных к проблемам становления молодого человека, учитывая запросы времени.

"Золотая репка" в первую очередь предназначена для юных зрителей. В тоже время этот фестиваль профессиональный, касающийся воспитания молодого артиста. Поэтому жаль, что на этом форуме не было обсуждений. Ведь участники всех спектаклей, независимо от качества, нуждаются в анализе. И какая бы критика не была, вплоть до жесткой, все-таки приносит пользу.

Участники фестиваля разъехались, но, к сожалению, так и не узнали на кого стоит равняться. Почему "14+" питерского "Этюд - театра" и "Отрочество" по повести Льва Толстого из Тольятти, а так же "Фабрика слов" московской "Маяковки" по своему художественному уровню лидировали на этом фестивале. В первую очередь потому, что режиссеры владеют образным языком и

включают в него точное проживание всех характеров, понимая, что каждая композиция должна быть выверена и просчитана. Одной искренности здесь мало.

Впрочем, органичность артистов тоже не такая уж частая гостья в молодежных спектаклях, поэтому актерские ансамбли в "Милом Сашеньке", "Как Зоя гусей кормила" Саратовского ТЮЗа, "Манюня" - "СамАрта", уже упомянутые "Четырнадцать +" и "Отрочество" - дорогого стоят.

Опять тут же возникает вопрос, связанный с современным прочтением классики, исследованием и анализом авторской природы, который сегодня весьма остро стоит на повестке дня. Если использовать драматурга, как матрицу для своего авторского замысла, то ни о каком наследии не стоит говорить. Грубое синкоппирование пьесы не только разрывает ткань повествования, но ставит под удар и исполнителей, которые должны сочинять свои характеры, отдаленно напоминающие героев выбранного произведения.

Как только не кромсали и не выворачивали наизнанку Вильяма Шекспира, прикрываясь его именем. Того и гляди в скором времени от его сюжетов останутся "рожи, да ножки". Если бы, я была далека от театра и не имела программки, то никак не догадалась, что в Курганском театре драмы поставили "Укрощение строптивой" Вильяма Шекспира, пригласив для этого Александру Джунтини, весьма обеспокоенную современной эмансипацией женщин, так и не ставших свободными. Действие разворачивается в сумасшедшем доме. Куда попадает Катарина после замужества с Петруччио, который измучил ее до такой степени, что ей стали слышаться голоса, и ее

личность деградировала, расщепилась. Смелая идея, что и говорить. К тому же в спектакле масса красивых инсталляций. Ванная служит, как для медицинских целей, так и для брачного ложе. Передвижные ширмы напоминают медитативные камеры для материализовавшихся "голосов" девушек, а так же укрытием для растерявшегося отца двух дочерей, не знающего кому из женихов отдать предпочтение. Но фартовый Петруччо – артист И.Шалиманов быстро приведет его в чувства и загонит в угол Катарину – И. Храмову, напрочь уничтожит мужским авторитетом. В конце концов, можно согласиться с режиссерской трактовкой Джунтини, хотя бы из женской солидарности, но причем здесь Шекспир и занавес из красных лифчиков, намекающий на сексуальное влечение сильного пола к слабому.

Весьма сложное впечатление оставила и "Гроза" по пьесе Островского молодежного театра из Башкорстана. Прошедшее время со дня выпуска спектакля в 2012-ом году скорректировала его по-своему. Режиссерские акценты Ирины Зубжицкой растворились в актерских штампах и наиграше, оставив зрителю одно "наслаждение" неизбывной пошлости и примитива. Сложное философское произведение Ибсена "Пер Гюнт" в стихах поставило режиссера Артема Устинова перед креатиным выбором, то ли играть его целиком, то ли сокращать. И он выбрал второе, выплеснув тем самым главный смысл – мучительные поиски брутального героя своего предназначения на этой земле. Пер Гюнт на большой сцене "СамАрта" словно загнанный олень бежит по жизни, скользит, спотыкается, дерзит, влюбляется, но зачем, почему так и остается загадкой.. Думаю, надо еще

доскональной проработать все линия поведения персонажей, соединить все пазлы, и тогда что-то, да получится.

Единственный в России фестиваль-лаборатория "Золотая репка" служит хорошей школой для начинающих режиссеров и веселых артистов. Пожелаем же ему доброго пути!

Все новости Последние новости