21 сентября 2017, 17:15, Антонина Крюкова

"Русские евреи" от Киевской Руси до наших дней

В прокат вышла завершающая часть авторской документальной трилогии Леонида Парфенова и режиссера Сергея Нурмамеда "Русские евреи", посвященная периоду от 1948 года до наших дней.

"Русские евреи" от Киевской Руси до наших дней

Напомним, что в первом фильме речь шла о том, как начиная с времен Киевской Руси и заканчивая октябрем 1917 года, "чужие всем и считающие всех чужими" евреи активно и весьма успешно преодолевают изоляцию, заметно слабеющую при Екатерине II, когда Россия стала страной с самым большим еврейским населением. А дальше, порывая с традиционным еврейским укладом жизни, они становились банкирами и промышленниками, знаменитыми учеными и деятелями искусства, наконец революционерами, сумевшими обрушить многовековой царский режим и занять лидирующие места в государственной политике и культуре новой России.

Во втором фильме трилогии, охватывающем тридцатилетие с 1918 по 1948 годы, рассказывается о невиданном ни в одной стране мира чрезвычайно ярком массовом еврейском участии во всех сферах жизни страны. Героями этой части проекта стали основатель Красной армии Лев Троцкий, строитель красного тыла, ответственный за "установление советской власти на местах" Яков Свердлов, витебский комиссар по делам искусств Марк Шагал, создатели нового киноязыка Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, мастера фотографии Моисей Наппельбаум и Аркадий Шайхет, прижизненные классики легкой музыки Матвей Блантер и Исаак Дунаевский, знаменитый эстрадный певец Леонид Утесов, писатели "одесской школы" и лидеры советской прессы; важное место в этом далеко не полном списке занимают руководители спецслужб – глава НКВД Генрих Ягода, создатель экономики ГУЛага Нафталий Френкель.

Финальная часть проекта "Русские евреи" посвящена дальнейшей судьбе и самоидентификации "русских евреев". 1948 год стал границей между советской "юдофилией" и "юдофобией", отчетливо проявившейся со всей не вызывающей сомнений очевидностью в убийстве главы Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, совершенном в Минске сотрудниками госбезопасности, представив это народу как дорожное происшествие. В фильме убийство показано подробно в манере докудрамы: следуя своей бесхитростной, убогой фантазии, гэбэшники для пущей достоверности переезжают труп машиной, а после оставляют его на дороге недалеко от минской гостиницы, где до этого жила жертва. Разумеется, за безукоризненно выполненную задачу преданные псы госбезопасности награждаются боевыми орденами. Из политических событий тех лет это, пожалуй, самое заметное в ряду официальной "борьбы с космополитизмом", которая остановила свой пыл на знаменитом антисемитском "деле врачей", прекратившемся из-за смерти Сталина. Это скорбное событие, положившее начало многим послаблениям в советской жизни, что удивительно, вдохнуло в долговременную атмосферу страха и бесправия воздух свободы, что стало основой "оттепели", но не отменило расправу с инакомыслящими. В связи с этим в фильме большое внимание уделено периоду диссидентского движения, положившим начало в 70-х массовому исходу евреев за границу, и связанным с ним историй его представителей, большинство которых – 70-80 процентов – были как раз еврейской национальности. Скажем, из семи человек, вышедших на Красную площадь в 1968 году с лозунгом "За вашу и нашу свободу"  в поддержку Чехословакии, четверо были евреями. "Горячность, которую евреи вносили в советскую деятельность, они перенесли в антисоветскую",  –  говорит автор проекта и убедительно пытается это показать, рассказывая о политической и культурной жизни страны того периода и ее представителях, сполна получивших от советской власти за "нашу свободу". Таких, как Борис Пастернак, Даниэль и Синявский, Александр Галич, Владимир Высоцкий, своими песнями создавший энциклопедию русской жизни, нобелевский лауреат Иосиф Бродский и многие другие.

Надо сказать, что формулировка "до наших дней" довольно условна: что происходит у нас сейчас с "еврейским вопросом", автора не очень занимает. В самом деле, сегодня этот "вопрос" объективно не стоит, и, по мнению Леонида Парфенова, антисемитизм сохранился только в отдельных головах. Ну а главное свидетельство образовавшейся пустоты на месте этого явления – отсутствие новых анекдотов про евреев, без которых было бы трудно представить нашу жизнь лет этак двадцать назад. Наверняка у многих, кто посмотрит этот фильм, возникнет некоторая неудовлетворенность: про это не рассказали, этого не показали, время слишком сжато, многих событий не коснулись. Но ведь нельзя объять необъятное, – скажем на это недовольным зрителям, ждущим от автора философских размышлений и масштабного, эпохального охвата прошлого времени. Учтем, что это не исторический фильм, а авторское высказывание по локальной, хотя и важной теме.

Как и все работы Парфенова, этот просветительский проект отличается замечательным качеством, которое видно в динамичной, характерной для автора манере, в не сбивающемся, стройном ритме, выдержанном и удерживающем зрителя до конца фильма, в высоком темпе повествования, позволяющем в немногом сказать о многом. Кадры хроники, элементы докудрамы, разыгрываемые актерами монохромные эпизоды в стиле "нужного" времени являются составляющими проекта. Все это – признаки профессионализма, снабженного неповторимой авторской интонацией и почерком Парфенова с его иронией, блестящим юмором, каким-то почти детским интересом и увлеченностью, которыми он умеет заражать и зрителей.

И есть надежда, что они оценят эту картину, которая выйдет в прокат десяти городах по всей стране: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Новосибирске, Уфе, Калининграде, Нижнем Новгороде и Ярославле. В ряде городов также пройдут специальные показы всей трилогии Леонида Парфенова "Русские евреи", которую, тоже будем надеяться, покажут на ТВ по Первому каналу.

Все новости Последние новости