29 сентября 2017, 18:32, Любовь ЛЕБЕДИНА. Спецкор. Самара-Москва

Пришел режиссер и убил "Чайку"

Репертуарная афиша третьего межрегионального фестиваля "Волга театральная" в Самаре, на который собрались театральные коллективы волжского региона, позволяет сделать анализ творческого процесса в этих театрах. Как они дышат, чем живут, что считают для себя главным, каким образом привлекают зрителей на свои спектакли.

Пришел режиссер и убил "Чайку"

Не могу сказать, что в профессиональном плане все они были равнозначными, что, впрочем, не влияло на переполненные залы. Вряд ли найдется другой такой город, как Самара, где бы публика так жадно впитывала театральные новинки, следила за ними и потом долго обсуждала.

Наиболее острую полемику вызвали два спектакля: "Чайка" Антона Павловича Чехова в постановке Искандера Сакаева Ульяновского драматического театра имени Ивана Гончарова и "Слуга двух господ" Карло Гольдони в постановке Петра Шерешевского русского драматического театра Удмуртии.

Эти комедии, принадлежащие разным писателям из разных эпох, со своей ментальностью и мировоззрением рассматриваются современными режиссерами, как удобный материал для создания собственных конструкций смеховой культуры, не имеющей ничего общего с авторским видением. Я не сторонница подробных реконструкций и застывших традиций, но когда-то Георгий Товстоногов говорил: если вы не поймете природу автора, не проникните в его мир, то никогда не освоите предложенный им жанр. Сегодня это считается отжившим рудиментом в режиссерской профессии, где почти каждый считает себя демиургом, создавая авторский спектакль, не оглядываясь на авторитеты и законы жанра, указанные в пьесе.

Поэтому весьма талантливому режиссеру Искандэру Сакаеву ничего не стоило превратить два первых акта "Чайки" в фантасмагорию скоморохов, двигающихся по кругу, как в цирке и перетаскивающих наполненные чем-то мешки, олицетворяющие те самые непосильные грузы, которые тащит на себе человек.

Есть в этом спектакле помимо юной Нины Заречной и другая Нина, ставшая актрисой и путешествующая в вагоне третьего класса по захолустным антрепризам. Эта измученная женщина с черными кругами под глазами в исполнении Юлии Ильиной прокручивает в памяти видеоленту прожитой жизни у волшебного озера, где впервые выступила в символической пьесе Кости Треплева в исполнении Юрия Ефремова. Поэтому по прошествии времени и переоценке ценностей - хозяева и гости усадьбы Сорина выглядят в виде скоморохов, озабоченных только собой, сосредоточенных на пустяках и не желающих слушать и слышать других. Именно поэтому чеховский текст звучит неразборчиво, характеров тоже нет, одна массовка. Самая неприятная в этой стае эгоистов Ирина Николаевна.( Актриса Оксана Романова). Провинциальная примадонна настолько заигралась в жизни, что даже судьба единственного сына ее не интересует, а довольный и сытый беллетрист Борис Тригорин в исполнении Николая Авдеева, ничто иное, как украшение в коллекции убывающих поклонников Аркадиной. Кроме Кости и его дяди Петра Сорина в исполнении Виктора Чукина в первом акте кукольного действия нет живых людей. А раз так, то и психологического проживания каждой роли тоже нет. Всеми действующими лицами овладевает какая-то безумная спешка, энергия пустоты и бесконечной суеты. От этого мелькания и сценических кульбитов сильно устаешь, так как режиссер не позволяет на чем-то сосредоточиться, разобраться и подумать. Поэтому о сопереживании тут не может быть и речи.

Второе действие Искандэр Сакаев трактует, как расплату за бездарную жизнь, не осознанную героями, поэтому все артисты одеты в черное. Это похоже на траур физически прожитого бытия. Маховик бесконечного кружения останавливается, но и тут никто из них кроме Кости и Нины не хотят нести свой крест, они по привычке существуют дальше и доктор Дорн не советует смертельно больному Сорину лечиться, потому что от бессмысленного существования нет лекарства. Режиссер Сакаев убил чайку еще до того, как ее подстрелил Константин, дав тем самым повод для короткого рассказа Тригорину.

Та самая комедия "Слуги двух господ" в постановке Петра Шерешевского набита, как сундук разными символами, взятыми напрокат из разных произведений классиков: шекспировского "Гамлета", той же чеховской "Чайки", как будто ему не хватило Карло Гольдони. Действие пьесы он переносит в итальянский городок на берегу моря, где правят две мафии с автоматами Калашникова наперевес и отдыхают три русских бабы в ожидании любовных приключений с горячими итальянцами. Но у них и своих проблем предостаточно. Дочь Клариче (Екатерина Саитова) главы одного из кланов Панталоне с грузинским акцентом и манерами крутого мафиози, забавно представленного Андреем Демышевым, никак не может выйти замуж за беспутного Сильвио (Игорь Василевский), сына доктора Ломбарди (Николай Ротов), обижающегося по каждому пустяку и жонглирующего надутым достоинством. которого у него и в помине нет. А параллельно этому сюжету Гольдони сочиняет второй. Красавица Беатриче в исполнении Екатерины Логиновой переодевается в одежду убитого брата и притворяется богатым юношей, якобы влюбленного в Клариче. На самом же деле, она выслеживает своего врага, в которого тайно влюблена. Это Флориндо с закрученными усами Сальвадора Дали, двигающийся на выправленных "деревянных" ногах. По видимому, артист Михаил Солодянкин хотел таким образом подчеркнуть прямолинейную суть своего героя. Ах, да чуть не забывала – главного виновника пьесы – слугу двух господ. В данном случае - Беатриче и Флориндо, которому достается от них обеих, но каждый раз он "выходит сухим из воды", правда с живописными синяками.

В общем, комедия положений русского драматического театра Удмуртии держится на гегах, от которых кружится голова и отдает эклектикой. Смешные приключения в жанре современной эстрады и синхронного выступления на воде, включая трех русских "граций" в полосатых купальниках, зажигают публику, но зачем же чаек расстреливать из автоматов. Что они плохого сделали Петру Шерешевскому и его креативным исполнителям?..

Все новости Последние новости