11 октября 2017, 18:58, Антонина Крюкова

Космос и предчувствие

Космос и предчувствие

Новый космический фильм "Салют-7" режиссера Клима Шипенко (в российском прокате с 12 октября 2017 года), снят по мотивам реальных событий, произошедших в 1985 году, когда находящаяся на орбите в беспилотном режиме советская космическая станция, название которой вынесено в заголовок картины, неожиданно перестает отвечать на сигналы Центра управления полетом, принявшим решение о ее спасении. Отправившийся в космос экипаж корабля "Союз-Т13" в составе командира Фёдорова (в реальности – Владимира Джанибекова) и инженера Алёхина (на самом деле Виктора Савиных) должен был найти не подающую признаков жизни 20-тонную станцию и провести с ней стыковку.

 "Салют-7" из ряда пафосно-патриотических, духоподъемных картин, к которым относятся проекты про Великую Отечественную войну, спорт (та же "Легенда № 17") и теперь вот космос – три территории, на которых буйной и неувядающей зеленью произрастает наша гордость. Недаром этот фильм показали президенту Путину, а премьера состоялась в Кремлевском дворце и была приурочена к 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли, то есть началу космической эры.

О том, что после "Времени первых" вскоре появится следующий фильм на космическую тему, догадаться было не трудно: богатая на события история отечественной космонавтики дает для этого немало поводов, чтобы наконец-то предпринять серьезные попытки по освоению ее героических страниц. К сожалению, сколько бы ни пытались, до сих пор не удается снять ни один достойный фильм про первопроходца вселенной Юрия Гагарина, однако другие персонажи советской космической эры уже появляются на экране с завидной регулярностью.

В картине "Время первых", снятой всего-то полгода назад, речь шла о подвиге Алексея Леонова, в 1965 году впервые в мире вышедшего в открытый космос, и его напарнике Павле Беляеве, об их возвращении домой после драматических событий, едва не стоивших им жизни. Если вспомнить, то в фильме режиссера Дмитрия Киселева сложнейшая операция по подготовке и выходу человека в космос представлена подробно и добросовестно силами хороших актеров, перевоплотившихся в космонавтов, ученых, инженеров, конструкторов, а также второстепенных участников происходящего. Но все же самая сильная часть картины не та, где показано главное космическое событие, а та, где космонавты после приземления попадают в снежную тайгу, почти потеряв надежду не умереть от холода и голода. Это получилось убедительно потому, что в ней нет нарочитого, избыточного пафоса, без которого сегодня не обходится ни один патриотический фильм. Зато есть простые человеческие переживания, вызывающие тревогу и соучастие.

Как правило, фильмы на одну и ту же тему повторяют друг друга хотя бы отчасти – это легко было предчувствовать. В нашем случае предчувствие не обмануло. Оба сделаны по одной и той же схеме: неимоверными усилиями совершённый героический подвиг, на фоне надвигающейся катастрофы. Плюс не особенно проработанная – по минимуму – линия семейной жизни главных персонажей (роли исполнили Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко), непременная беременная жена, счастливо разродившаяся в финале; жестокие чиновники, ни во грош не ставящие человеческую жизнь, но один из них будет более человечный – "слуга царю, отец солдатам"; скромные герои, готовые пожертвовать собой ради никому не нужных двадцати тонн бесполезного железа. Это очень по-русски: любой ценой выполнить генеральный план высшего начальства даже ценой жизни, не говоря уже о крайнем напряжении сил. Среди актуальных ингредиентов обоюдная неприязнь американцев и русских, соревнующихся в космическом первенстве, пресловутая технологическая секретность, которой придается какое-то невероятное значение и о которой чиновники ЦУП говорят вполголоса, не забывая при этом надувать щеки, поскольку от их решений зависит, упадет станция на землю или нет. Авторы "Салюта-7" не забыли и про национальные русские странности: страна уже давно "делает ракеты", дело происходит в космосе на сложнейшем объекте, где действуют хорошо подготовленный космонавт и инженер, создавший станцию и знающий ее как пять своих пальцев, а какой-то там датчик приходится сбивать кувалдой, будто нет другого способа с ним справиться. Как-то нелепо это смотрится – словно из каменного века.

Но все же надо заметить, что авторам удалось достичь той степени эмоциональной напряженности, которая у чувствительного зрителя вышибает слезу, оправдывая все погрешности проекта, предназначенного для патриотического воспитания, даром что речь идет о героях из прошлого и уже не существующей страны. Таких зрителей обязательно взволнует финальная надпись: "Посвящается всем героям – покорителям космоса" и песня Владимира Высоцкого "Корабли постоят и ложатся на курс", под которую идет завершающая фильм сцена с ликованием и аплодисментами всех находящихся в ЦУПе, свободно вздохнувших после успешно проведенной операции по спасению орбитальной космической станции "Салют-7".

Все новости Последние новости