14 октября 2017, 20:54, Любовь ЛЕБЕДИНА

Лагерь жен изменников родины

На международном театральном фестивале "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге бывают разные спектакли, часто покоряющие наше воображение и открывающие что-то новое в современном европейском театре. 

Лагерь жен изменников родины

На ХУ11 фестивале в период осенних проливных дождей настроение зрительного зала не зависело от плохой погоды, скорее наоборот – оно повышалось благодаря качественным спектаклям и художественным открытиям.

Принято считать, что культура выше политики и, тем не менее, от власть предержащих зависит жизнь людей, настроение в обществе, а так же судьба каждого человека в отдельности. Несмотря на то, что период сталинских репрессий канул в лету, об этом страшном времени невозможно забыть, поскольку живы дети тех родителей, которых репрессировали. Этих мальчиков и девочек до конца 1953-го года называли отпрысками врагов народа. Представляете, насколько была травмирована детская психика?...

Но речь в данном случае пойдет не о них, а об их матерях, отбывающих многолетние сроки в акмолинском лагере жен изменников родины. По сути, ни в чем не виновные они умирали от голода, холода и надругательств, не в силах противостоять звериной жестокости, а тем, кому посчастливилось дожить до реабилитации, выходили на свободу калеками. Таким образом, сталинский режим подорвал генофонд всех народов Советского Союза.

Сегодня к этой теме в театрах почти не обращаются, если не считать давнишнего спектакля на Таганке "Шарашка". Нельзя забывать, что равнодушие часто рождает преступления, и вот, чтобы опять не вернулись те времена Тбилисский академический русский театр имени Александра Грибоедова поставил документальную драму "А.Л.Ж.И.Р" и привез ее на "Балтийский дом".

Малый зал фестивального центра был переполнен, а на сцене семь актрис –сказительниц в пустом пространстве с подвешенной сеткой, обозначающей колючее заграждение, на расставленных в беспорядке табуретках вели бесстрастный рассказ о жертвах сталинского режима в лагерях; как женщины сюда попали, каким подвергались пыткам в тюрьмах, чтобы добиться от них признания в несуществующих преступлениях. Человеческий разум отказывался такое понимать, но самое страшное – детей тоже лишали памяти – давая им в сиротских домах другие имена и фамилии. От этого можно было сойти с ума. Поэтому автор сценической версии и режиссер Автандил Варсимашвили "не нагружал" актрис излишней эмоциональностью и раскрашиванием характеров. Все было предельно строго и даже аскетично, как будто актрисы пересказывали жуткие воспоминания давно ушедших из жизни мучениц похожих на святых, и теперь воскресших в нашей памяти.

По сути, русский театр имени Грибоедова совершил гражданский поступок, поставив духовный памятник матерям и женам, безвинно погибших в лагерях ради отцов, сыновей, братьев. Ценно было то, что в спектакле отсутствовала громкая патетика, обличительный пафос, ведь, как правило, преступная анти гуманность совершается из-под тешка, буднично и незаметно. Жаль только, что люди привыкают к этому, думая, что стихия безнаказанного насилия обойдет их стороной.

Театр любит преподносить сюрпризы и удивлять публику, но еще такого не было, чтобы кукольный театр играл чеховскую "Чайку". Режиссер синтетического спектакля, где куклы действуют наравне с живыми артистами, Олег Жюгжда напоминает, что Антон Павлович писал комедию, а потому этому жанру все позволено. Можно смело соединять иронию с грубым сарказмом, гэги с сантиментами, бурлеск с цирковыми номерами. В результате получился провинциальный водевиль, комический фарс в "кукольном" представлении, где все происходит понарошку, поскольку это условный, ирреальный мир. Известная актриса – Лариса Микулич, которую блистательно принимали в Харькове, тяготится взрослым сыном Константином с бородой (актер Александр Ратько) и ревнует любовника Тригорина в матросской тельняшке (актер Виталий Леонов) к молоденькой мечтательнице Нине в исполнении Татьяны Евтух, отдавшей ему всю себя и ничего не получившей взамен. Брат актрисы Сорин – актер Василий Прободяк, необъятный в размерах и потому страдающий отдышкой и излишней добротой жалеет талантливого племянника, но помочь ему деньгами не может. Скучный учитель – (актер Иван Добрук) преследует дочь управляющего усадьбы Машу (актриса Александра Литвиненок) и, в конце концов, добивается ее руки, но счастья нет, и не может быть, потому что в концепции кукольного режиссера – у марионеток нет сердца, они только могут изображать "сто пудов любви". Порой, кажется, исполнители – кукловоды не знают, что им делать со своими двойниками из цветного картона и лоскутков, настолько они мешают им само выразиться. А иногда, наоборот, символический перформанс в стиле комикса, разряжает возникшее напряжение между живыми артистами, и вот уже Ирина Николаевна вместо того, чтобы упрекать неверного любовника, ловит карпа в пруду и, манипулируя со скользкой бутафорской рыбой, убеждает Тригорина, что лучшей, чем она, другой женщины он не найдет. Что выглядит очень смешно. Подобно авангардисту Треплеву, режиссер Олег Жюгжда тоже ищет новые формы в кукольном искусстве для воплощения драматургии Антона Павловича Чехова, представляя мир марионеток и живых артистов в комическом стиле.

Все новости Последние новости