20 октября 2017, 21:10, Любовь ЛЕБЕДИНА

Суд "Кабалы святош" над Мольером

В спектакле Павла Сафонова "Сны господина де Мольера" по пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош" на сцене "Ленкома" ничто не предвещает мистического, связанного со сновидениями

Суд "Кабалы святош" над Мольером Автор фото: Екатерина Цветкова

Скорее это похоже на самосожжение великого драматурга и актера, пытающегося усидеть на двух стульях – творца и слуги трона, не выдержавшего этой пытки.

В "Кабале святош" можно многое прочесть, связанного с судьбой самого автора, несказанно страдающего от сталинского режима и пытающегося скрыться, убежать от всевидящего ока "усатого". Поэтому своего главного героя Булгаков ставит перед выбором: служить дарованному ему Богом таланту, а значит говорить неугодную королю и продажному обществу правду, или приспосабливаться, выражаясь "эзоповским языком", чтобы только быть услышанным. Таким образом, Жан Батист Мольер идет против совести, она мучает его, не дает покоя. Загнанный в ловушку безысходности, он пытается найти утешение в любви к молоденькой актрисе Арманде, объявляя ее женой и предавая прежнюю возлюбленную Мадлен, не зная, что она мать невесты, а значит его дочь. Ну, чем вам не психологический детектив с любовной страстью и приключениями? Только режиссеру этого мало, он переводит театральное сочинение на рельсы расследования, суда Мольера над самим собой и роковых совпадений, обрекающих его на гибель. Не обошлось тут и без масок… Как же, ведь это театр Дель арте! Без них никак нельзя, хотя весьма расхожий прием набил у всех оскомину, а хореограф Сергей Грицай не нашел ничего более интересного, чем снабдить в танцевальных номерах массовку масками.

Игорь Миркурбанов изначально играет загнанного врагами великана, на которого идет охота служителей церкви, поскольку стихоплет совершил немыслимую дерзость - написал на них разоблачительный "пасквиль" в виде "Тартюфа". С этими господами шутки плохи, недаром еретиков сжигали на костре. Мольер Миркурбанова это прекрасно понимает, постоянно ожидая смертельного удара в спину, и актеры при всем желании не спасут

его. Поэтому он срывает неутолимое раздражение на верном слуге Бутоне (артист Иван Агапов), придирается по мелочам к Лангражу,(артист Павел Капитонов), записавшемуся в биографы и ставящего черный крест на каждом неудачном дне своего господина, не хочет слышать Мадлен в трагическом исполнении Анны Большовой, умоляющей его не жениться на Арманде. Но Мольер уже "закусил удила", обрывая прежние связи в надежде начать супружескую жизнь с чистого листа, ведь пока у него есть главный козырь – король – защитник. И что же?..

Вокруг рефлексирующего Мольера постепенно сжимается судьбоносное кольцо. Уходит из жизни верный друг Мадлена, раскаявшись в страшном обмане на исповеди, ее дочь- типичная инженю, мечтающая выбиться в героини, (актриса Александра Виноградова), изменяет надоевшему мужу, а усыновленный Муаррон, похожий на порхающего мотылька в исполнении Станислава Тикунова предает своего учителя и отца. Измученное сердце Жана Батиста не выдерживает такой нагрузки, но зрителей надо веселить, изображать из себя мнимого больного, хотя на самом деле великий комедиограф страшно болен. В финале спектакля он умрет, выступая в комедии "Мнимый больной". Смерть оказалась сильнее искусства, вымысел и реальность переплелись и другой кармы у художника не может быть.

Догадываясь, что король солнца играет с ним, как кошка с мышкой, Мольер Миркурбанова все же никак не предполагал, что тот может сдать его святошам и лишить покровительства, узнав, что руководитель Пале-Рояля живет с собственной дочерью. Тайна Мадлен превращается в страшную пытку для Мольера, мир рушится. Сил для сопротивления нет, да и зачем, ведь он по незнанию совершил страшный грех и прощения ему нет. Именно в музыке Фаустаса Латенаса со всей мощью звучит тема рока, предрекающая неминуемую гибель гения, не созданного для счастья и обреченного на одиночество трагического шута.

Изображая из себя прогрессивного деятеля Людовик Великий - Виктора Вержбицкого напоминает тех гуманистов, которые во имя справедливости готовы отправить на гильотину лучшего друга.

Король наслаждается властью над беззащитным Мольером, и как опытный кукловод дергает за ниточки своих подопечных: захочет поднимет на высоту, ну, а когда надоест – оборвет короткий поводок, и песенка человека спета. Тема аморальной власти вклинивается в драматический сюжет, создавая атмосферу безысходности и тотального бесправия. Все события спектакля как бы встроены в огромную художественную раму, представляющую картину мира, (сценография Мариуса Яцовскиса) так как история с Мольером вечная, она может произойти с любым закабаленным художником, и в наше время тоже.

Все новости Последние новости