23 октября 2017, 17:10, Любовь ЛЕБЕДИНА

Екатерина Гусева – роковая женщина Достоевского

Многие зрители пришли на премьеру "Идиота" по одноименному роману Федора Достоевского в театр имени Моссовета потому, что одну из главных ролей в спектакле играет Екатерина Гусева, в основном известная широкой публике по телепрограмме "Романтика Романса", и вдруг…

Екатерина Гусева – роковая женщина Достоевского Автор фото: Екатерина Цветкова

Увиденное превзошло все ожидания. Инсценировка Юрия Еремина, уместившего сложнейшее произведение с множеством действующих лиц в три часа сценического времени, обращена к христианской теме: "Не судите, да не судимы будете", терпению и прощению, ибо люди сами не ведают, что творят. В отличие от спектакля Константина Богомолова "Князь" в "Ленкоме", где Лев Мышкин похож на юродивого, и режиссер с презрением отвергает мир, в котором безнаказанно существует педофилия, здесь князь Мышкин – ангел Божий, посланный на землю с одной целью: напомнить людям об их предназначении творить добро.

Недаром вначале спектакля он появляется в открытых вратах, (читайте небесных),окутанный клубами дыма, осторожно ступая по земле, растерянный и испуганный. Что ожидает этого странного человечка с пластикой гуманоида и голым черепом пока неизвестно, (хотя роман многие читали). Одно, бесспорно – он всем чужой и непонятный, при том, что робко произносит прописные истины и старается следовать им. В тоже время он понимает – человеку трудно искоренить в себе зло, поскольку дьявол неустанно шепчет ему на ухо: возьми, присвой себе все: богатство, власть и женскую красоту, а о душе не думай.

Первая встреча "бестелесного" князя в исполнении Дмитрия Подадаева, происходит с купцом Парфеном Рогожиным в поезде. Вот уж, где удаль молодецкая, ширь беспредельная, которую хочется сузить у артиста Захара Комлева, играющего чуть ли не "разбойника с большой дороги", которому все нипочем. Но если уж он решил купить за сто тысяч любовь Настасьи Филипповны, то добьется своего, хотя понимает – подготовленная к разврату помещиком Тоцким красавица будет мстить и ему, и другим за свой позор. Князь Мышкин и Рогожин – это два антипода, встретившиеся

на узкой дорожке предназначенной им судьбы. Мышкин любит Настасью Филипповну платонической любовью, жалеет ее, хорошо понимая, - она не та, за какую себя выдает, изображая бесстрашную амазонку. Ну, а Рогожин хочет обладать ее роскошным телом, властвовать над ней. Ему трудно понять и принять бесконечные метания "невесты", убегающей из-под венца, пробует разобраться, даже винит себя, но его практичный ум не в силах осознать подобного рода выкрутасы, они выше его понимания, противны его воспитанию: "да, убоится жена мужа". Бесконечное всепрощение Мышкина тоже ставит Рогожина в тупик, раздражает. Да, он готов поменяться с ним крестами, тянется к нему всем телом, хватается за него, как утопающий за соломинку, но гордыня, как один из страшных грехов, вырывается из-под контроля, и он рубит с плеча, обрывая жизнь своей мучительницы.

В последней финальной сцене Рогожин и Мышкин сидят на полу и разговаривают шепотом, чтобы не разбудить почившую вечным сном Настасью Филипповну. Ни одному, ни второму не удалось сделать ее счастливой, а она всего-то хотела человеческого уважения, быть самой собой, а не красивой игрушкой в руках ненасытных ростовщиков.

Юрий Еремин не случайно выбрал на роль Настасьи Филипповны лирическую Екатерину Гусеву, так как в жестоком мире бизнеса, где деньги решают все, даже самая прекрасная и тонкая женщина может превратиться в фурию, ибо защитить ее некому и надо отбиваться. В момент прихода в дом "липового" жениха Гани Иволгина (артист Нил Кропалов), которому обещано 75 тысяч рублей в приданное за бывшей содержанкой помещика Тоцкого (артист Дмитрий Журавлев), Екатерина Гусева ведет себя, как королева, скрывая смущение под "вуалью" шикарного наряда. Когда же напряжение усиливается с появлением шумного Рогожина, отбивающего у трусливого Гани женщину своей мечты, виновница торга резко обрывает глумливое представление и целует руку матери Гани, как бы прося прощение.

Тем не менее, она не попросит прощение у молоденькой и строптивой Аглаи Епанчиной в исполнении Анастасии Прониной,

преднамеренно устроившей свидание Мышкина и Настасьи Филипповны в своем присутствии, чтобы унизить ее и доказать свое превосходство в глазах растерявшегося князя. Внутреннее достоинство не позволит Настасьи Филипповны снести такой позор, наивная интриганка даже не предполагала, что вызовет такую бурю у оскорбленной соперницы и будет выглядеть нелепо и жалко.

Надо сказать, семейство генерала Епанчина, принявшее дальнего родственника в свой дом, является связующим звеном в отношениях роковой троицы: Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны, скульптурно застывающих в форме обнявшихся странников. В этих сценах зрителю позволено окунуться в атмосферу милого уюта, оценить мудрость хозяйки дома Лизаветы Прокофьевны , почувствовавшей в Мышкине близкого по духу человека. Но она не смеет нарушить законы светского общества, позволить, чтобы темное пятно злой молвы легко на нее и двух дочерей. Поэтому, когда Лизавета Прокофьевна узнает о скандальной встрече Настасьи Филипповне со своей младшей любимицей, понадеявшейся на защиту князя Мышкина и не получившей ее, то прекращает с ним всякие отношения.

Как и следовало ожидать, посланный на землю ангел в лице Льва Мышкина остается один, ему больше нечего тут делать, все его предали и оставили. Возвышающиеся стены расколотого храма так и не соединяются, божий Дом остается недостроенным, и князь света уходит в открытые врата, из которых появился вначале.

Все новости Последние новости