24 октября 2017, 20:49, Антонина Крюкова

В своем новом фильме Франсуа Озон опять поиграл со зрителем

В российский прокат вышел эротический триллер "Двуличный любовник" французского режиссера Франсуа Озона. Героиня пор имени Хлоя (Марина Вакт) влюбляется в своего психотерапевта Поля (Жереми Ренье), однако помимо этого романа у нее завязываются любовные отношения и с его братом-близнецом, и события принимают неожиданный поворот.

В своем новом фильме Франсуа Озон опять поиграл со зрителем

В одном из интервью режиссер "Двуличного любовника", побывавшего в конкурсной программе Каннского МКФ в этом году, признался, что он любит "играть со зрителем", давая ему полную свободу интерпретации, не навязывая собственный взгляд ни на рассказанную в фильме историю, ни на его персонажей. На этот раз он затеял игру, связанную с темой двойничества, предоставив возможность "раздвоиться" не кому-нибудь, а герою-психоаналитику, призванный, согласно профессии, напротив, помогать пациентам, которым мерещится собственный двойник. По замыслу режиссера, во время просмотра фильма и зритель тоже вынужден "раздвоиться", чтобы одновременно встать на место его героя, то есть превратиться в психоаналитика, и попытаться толковать происходящее по-своему.

Надо сказать, что после того, как героиня Марины Вакт встречает брата психотерапевта, не преминув с ним вступить в интимные отношения, все дальнейшее слегка озадачивает: где реальность, а где фантазия? кто есть кто – где врач, а где его брат-близнец? да и вообще настоящая ли сама Хлоя или она плод воображения "близнецов"? Когда же появляется еще два женских персонажа – с одной стороны, то ли сестра Хлои, то ли ее призрак, а с другой – их (или только "сестры"?) мать, то становится и вовсе ничего не понятно. И зритель, как и герои на экране, испытывает натуральный когнитивный диссонанс, пытаясь выбраться из этого состояния, напрасно стараясь найти логические нити, связывающие их поступки и поведение, и разгадать загадку, которую ему задал режиссер. Иногда и вовсе берет досада: да что он в самом-то деле хочет этим сказать в конце-то концов?

Понятно, что молодая и чрезвычайно привлекательная героиня страдает от депрессии, но к проблеме психологического порядка режиссер прибавляет еще и физический недуг – она постоянно ощущает боль в животе, причину которой никакой врач найти не может. Вот поэтому ей пришлось обратиться к доктору, исцеляющему от ментальных болезней – это была последняя надежда: а вдруг и живот болит от психического неравновесия? После череды совершенно неправдоподобных событий или по крайней мере находящихся на грани реальности и фантазии режиссер, вдоволь поиграв в свои игры, все же раскрывает все карты. Как оказалось, в организме Хлои после рождения остался зародыш ее сестры-близнеца – так называемый близнец-паразит, неродившаяся особь, доставляющая ей немало физической боли, из-за ее мнительности переросшую в психологическую проблему. Что касается братьев-близнецов, то и тут невозможно обойтись без неожиданностей: второй брат существовал в больном воображении героини, натуре которой была свойственна тяга к тому самому пресловутому двойничеству, когда помимо подлинного "я" человеку необходимо еще одно, чтобы иметь свободу быть самим собой – настоящим, ощущать собственную сущность независимо ни от каких условностей. Тут надо вспомнить фильм Озона "Молода и прекрасна", в котором девушка из благополучной буржуазной семьи (кстати, в этой роли как раз дебютировала в кино Марина Вакт) ведет тайную жизнь проститутки. И в этой тайной жизни и проявляется ее сущность, ее настоящесть, если можно так выразиться.

Но привязывать к психологические проблемы физиологический дискомфорт героини "Двуличного любовника" было бы не обязательно. Достаточно того, что она страдает сексуальной неудовлетворенностью, сомневается в подлинности любого чувства, в том числе и к своему психоаналитику, ставшему ее духоприказчиком. Достаточно было и приема, связанного с зеркалами (зеркальных поверхностей в фильме хватает), множащих отражение героев, визуально как бы реализующих их способность раздваиваться, испытывая себя в разнообразных ипостасях. А если этого нет, то жизнь (в первую очередь жизнь Хлои, больше всех страдающей в этом фильме) становится невыносимой. В финале картины все становится на свои места. Игра окончена.

Все новости Последние новости