2 ноября 2017, 11:41, Антонина Крюкова

Сказка про пустоту

2 ноября прокатная компания "ПРОВЗГЛЯД" выпускает на российские экраны фильм "Осколки" – режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой, снятый в Нью-Йорке с американскими актерами и на английском языке.

Сказка про пустоту

Начнем с того, что название картины слегка озадачивает, потому что толковать его можно по-всякому. Это и появившиеся в неподходящий момент детские воспоминания главной героини, и еле теплившиеся в памяти и ощущениях когда-то счастливые дни ее недолгой супружеской жизни, ныне пришедшей в упадок, и призрачно маячившие встречи с незнакомцем, настойчиво выдающим себя за бывшего возлюбленного все той же главной героини, да и совсем просто (буквально) – осколки треснувшего бокала, претендующие на многозначительный символ рухнувшей любви, которую уже ничем не склеишь. Можно предположить, что у зрителя хватит фантазии придумать и другие смыслы – разнообразие толкований появляется там, где, как правило, смысл отсутствует, и надо строить догадки, которые так и не станут подлинным содержанием происходящего на экране.

Похоже, что дебютантка, так и не снискавшая признания ни как балерина, ни как актриса (хотя и снимавшаяся во многих проектах, однако как-то незаметно), Алиса Хазанова, решившая стать режиссером, использовала в своем дебюте все штампы, какие только можно увидеть в фильмах начинающих постановщиков, непременно претендующих на артхаусное кино и намеревающихся свой первый фильм предъявить как откровение, доселе никем не виданное и не слышанное.

Самое подходящие для самовыражения дебютанта, чтобы герой – в данном случае героиня – обязательно переживал какой-нибудь душевный кризис, основываясь на котором можно дать волю фантазии, понапридумывав историй из прошлого персонажа, особенно из детства, что очень выгодно во всех отношениях, потому что детские комплексы, как известно, остаются на всю жизнь и избавиться от них до конца вряд ли кому-то удавалось.

В "Осколках" главная героиня (эту роль сыграла сама Хазанова, что, естественно, было более чем ожидаемо) чем-то внутренне мучается, день за днем сидя с мужем в пустом ресторане отеля. Погруженная в себя, она сильно раздражает своего спутника, который, не скрывая это раздражение, сердито высказывает ей, что ему надоело отстраненное выражение ее лица и застывший, ничего не выражающий взгляд, а больше всего – когда она курит в машине и забывает напоминать ему о важных звонках. Нет сомнения, что она достала его основательно – он с трудом сдерживается не бросить в нее чем-нибудь потяжелее, когда она каждый вечер задергивает шторы на окнах в номере гостиницы и любуется этим простеньким результатом своего деяния. Понятно, что супружеская жизнь дала глубокую трещину, исправить это невозможно, только и остается вынужденно быть вдвоем в одном номере отеля и вытерпеть последние дни. Но она, похоже, мало интересует мужа – ему гораздо важнее разговаривать по телефону с неким Гарольдом о бизнесе, чем видеть унылую, серую жену, давно переставшую быть привлекательной.

Депрессия же надоевшей супруги углубляется день ото дня, дальше загоняя ее в угол.

А вот и воспоминания детства подоспели: первый флешбек вполне радостный, второй – все объясняющий. В первом две девочки сестрички резво и весело смеясь, бегут по утреннему лесу, во втором наша героиня, оказывается, в чем-то провинилась перед сестрой, и эта вина теперь мучает ее всю жизнь. Правда, было и еще одно детское воспоминание, когда они стоят на крыше и долго-долго вниз падают очки, оброненные сестрой, причем это падение повторено дважды. Несколько раз повторяются и длинные проходы героини по коридорам отеля: вот она устремляется вдаль и ее силуэт исчезает, будто растаяв в пространстве.

Надо сказать, как-то вторично все это выглядит, откровенно подражательно, а значит и пошловато. Но когда после эпизода с незнакомцем, который пытается убедить героиню, что они любили друг друга, а она его не узнаёт, на память приходит давний французский фильм "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Рене, до сих пор считающийся едва ли не образцом сюрреализма, то становится понятно, у кого позаимствовала дебютантка и эту историю, и это герметичное пространство отеля, в котором герои будто отбывают наказание, не умея оттуда вырваться. Вряд ли заимствование чужих идей и художественной манеры заслуживает похвалы. Ну разве что если это сделано талантливо, что никак не скажешь про фильм "Осколки". Правда, единственное его достоинство – фильм длится немногим больше часа, и это утешает.

Все новости Последние новости