2 ноября 2017, 16:21, Любовь ЛЕБЕДИНА
Отцы и дети в формате БиенналеКонкурсная программа спектаклей "Биеннале театрального искусства" перевалила через экватор, собирая полные залы зрителей и усиливая любопытство практиков и журналистов, открывающих новые имена режиссеров, поскольку в фестивальной афише представлены спектакли молодых постановщиков, приходящих на смену уже известным мастерам. ![]() Кто-то из них уже оторвался от пуповины, связывающей с любимым мэтром, пошел своим путем, кто-то еще находится под впечатлением от полученных уроков, придерживаясь установленных правил игры в театральном коллективе, с которым свела судьба. Так или иначе всегда интересно наблюдать, как из разбросанных временем осколков собирается спектакль, созревает зерно нетривиального замысла и потом не прорастает из-за производственных проблем, привычных штампов и актерских амбиций. Как и следовало ожидать выбор номинантов Биеннале вызвал немало споров в театральной среде. Но это и не удивительно, поскольку прийти к единой оценке в определении "свалившихся на голову" талантов почти невозможно, а то, что Минкульт дал деньги еще на один театральный фестиваль – так этому надо только радоваться, и не строить козни. Тем не менее, я догадываюсь почему определенная часть критиков подвергла остракизму свежеиспеченный проект. В конце 2016-го года петербургский театральный журнал выпустил книгу "Молодая театральная режиссура ХХ1 века", где были собраны творческие портреты молодых режиссеров уже заявивших о себе на разных фестивалях и в центральной прессе. А теперь представьте: ни один из них, кроме Николая Кобелева не вошел в шорт-лист Биеннале. Тут есть от чего обидится… Конечно жаль, что устроители фестиваля не смогли привезти из Новокуйбышевска "Короля Лира" Дениса Бакурадзе, но "Чук и Гек" Михаила Патлатова из "Александринки", открывшего дверь в политический театр, "Души" Федора Малышева, представившего фантасмагорию гоголевских типов и продолжившего "легкое дыхание" ушедшего из жизни Петра Наумовича Фоменко в его Мастерской, "Гроза" Уланбека Баялиева на Новой сцене Вахтанговского театра, в какой-то мере напомнившей мне другую "Грозу" 2009-го года Льва Эренбурга, такую же страстную и креативную, и, наконец, "Письмовник" Мастерской Григория Козлова в постановке Наталии Лапиной, сумевшей перевести метафизический роман в письмах в условный мир мифического трамвая, доставляющего пассажиров в те места, где хотелось остановить мгновенье, прекрасное или причиняющего боль. Три часа сценического времени пролетели незаметно, потому что зрители оказались не просто свидетелями, а соучастниками романа в письмах, который не заканчивается после гибели главного героя Володи на войне, ибо память его возлюбленной Саши навсегда зашифровывает облик любимого человека. Надо сказать, театры по - разному реагируют на новую поросль режиссеров. РАМТ Алексея Бородина занимает первое место среди равных по количеству приглашенных молодых режиссеров, и труппа уже привыкла к тому, что ее "зовет в даль светлую" новый экспериментатор. На этот раз Егор Равинский позвал артистов в мир Александра Островского, предложив им, сыграть в ярких красках историю банкрота, перехитрившего самого себе и оставшегося "с носом". Анатолий Шульев в "Маяковке" под руководством Миндаугаса Карбаускиса не стал "изобретать велосипед", и пошел по пути достоверного психологического театра, соединив в "комедии одержимости" мелодраму и водевиль, хорошо понимая, что Светлана Немоляева оправдает любой жанр и поведет за собой свою талантливую внучку Полину Лазареву. Бывает так, что при смене актерской профессии на режиссерскую происходят разные нестыковки, повторы уже известного, а "езда в незнаемое" превращается в схему, ничего не говорящих символов и знаков. Что, на мой взгляд, и произошло с ведущим актером Казанского русского драматического театра имени Качалова Ильей Славутским, решившим поставить гоголевскую "Женитьбу" в стиле художественного перформанса. Ну, что ж, как говорится: "Флаг ему в руки", только Николай Васильевич Гоголь отомстил начинающему режиссеру. Говорят, Свердловский академический театр 80 лет не показывал свои спектакли в Москве. Болельщики из Екатеринбурга, заполнившие зал, старались всеми силами поддержать молодого режиссера Дмитрия Зимина, решившего изобразить конфликт двух поколений в "Отцах и детях" Ивана Тургенева, как вечный процесс тектонических сдвигов при стыковке разных поколений, не желающих и слышать о консенсусу. Но режиссера подвели притянутые за уши "новации". Как-то – танцы на балу у губернатора в стиле репа, большое зеркало, отражающее обнаженную спину графини Одинцовой в сцене объяснения с нигилистом Евгением Базаровым, признающем химический состав любви, но не духовную жажду единения. А в это время – в усадьбе Кирсанова пили чай из чашек без блюдец, глава дома Николай Петрович, играющий на виолончели, принимал гостей в домашнем халате, и дрожал над служанкой Фенечкой, родившей ему на старости лет сына. Дмитрий Зимин хотел избавиться от стереотипов при постановке классики, но не заметил, как они поглотили его и артистов, играющих в привычной манере характерных героев. Впрочем, на этом фестивале никто не призывал молодых режиссеров сдавать экзамен на мастерство. Скорее всего они представляли тот разнообразный калейдоскоп постановщиков, которым предстоит развивать и совершенствовать русский театр, где бы он не находился в столице или в провинции, а также вопреки безумной рыночной экономики, образовывать публику, чтобы она не превратилась "В Иванов, не помнящих родства". |
- Ракета "Протон-М" с военным спутником стартовала с Байконура
- В США опасаются реакции России на пролет ракет над ее территорией
- WSJ: Германия попросит США освободить ее от санкций против России
- Состоялся телефонный разговор между Путиным и Меркель
- В Армении избран премьер-министр
- Российские службы готовятся к самому жесткому варианту развития санкционной войны
- Российские моряки проявили смекалку
- "Страх Любовь Отчаянье" победили на "Золотой маске".
- В Думе опять идут бои
- Гуернатор Ставропольскогокрая объявил выходной день во время Радоницы
- В МЧС рассказали, как начался пожар в "Зимней вишне"
- Доклад ОЗХО по делу Скрипалей
- Актеры вызываться на "бис"
- Генсек ООН: в мире началась холодная война
- "Подкидыш" от мента
- Блокировка Telegram ударит по безопасности России, утверждает Дуров
- Россия обвинила британские спецслужбы в инсценировке химатаки в Сирии
- Роскомнадзор не поддержал идею о запрете VPN-сервисов
- США потратят до $65 миллионов на "снижение зависимости" Донбасса от России
- Роскомнадзор начал блокировку Telegram
- В системе коррекции сигнала ГЛОНАСС произошел сбой
- США объявят новые санкции против России в понедельник
- Россия способна ответить на силовое давление со стороны США, заявили в МИД
- У здания "Киевэнерго" прогремел взрыв
- Скрипалей отравили не веществом А234, заявил разработчик
- США, Британия и Франция внесли в Совбез ООН проект резолюции по Сирии
- США атаковали Сирию в нарушение международного права, заявил Путин
- НАТО поставило в один ряд опасность химоружия и "доминирование" "Газпрома"
- По объектам в Сирии выпустили более ста ракет
- Роскомнадзор внес Telegram в реестр запрещенных интернет-ресурсов
- Стало известно, какие поставки из США предложили ограничить в Госдуме
- МИД России призывает Украину к благоразумию
- Ангела Меркель решительно поддерживает Северный поток – 2
- Джимми Картер о последствиях войны с Россией.
- На Украине арестовывают российские суда.
- Совет Безопасности не принял резолюцию по Сирии
- "Театральный роман" с продолжением.
- Трамп призвал Россию приготовиться к удару США по Сирии
- В Совфеде пригрозили ответом, если при ударе США в Сирии пострадают военные
- В Хабаровске разбился вертолет Ми-8