11 ноября 2017, 00:45, Любовь ЛЕБЕДИНА

"И Ленин такой молодой"… спустя 100 лет

В год празднования 100-летия Великой Октябрьской революции, которую еще называют переворотом, на двух центральных телеканалах: Первом и Втором появились художественные сериалы: "Троцкий" и "Демон революции", открывающие исторические факты с изнаночной стороны.

"И Ленин такой молодой"… спустя 100 лет

У режиссера Александра Кота Владимир Ильич Ленин в исполнении Александра Стычкина является эпизодической фигурой, а главной – Лев Троцкий, у которого были все основания стать лидером задуманной всемирной революции, но эту роль он добровольно передал Ленину. У Владимира Хотиненко молодой Ленин в эмиграции – центральная фигура, обязанный своим возвращением в Россию коммерсанту Александру Парвусу, пообещавшему немецким властям организовать переворот в Петербурге и уничтожить монархию, за что они стали субсидировать возмущение народных масс.

Так кто же "Демон революции" - Ленин или ушедший в тень подстрекатель Парвус? Наверное, второй, собирающийся сколотить капитал на пролитой русской крови. Федор Бондарчук играет опытного и практичного интригана, не останавливающегося ни перед чем, понимая, что Ленин и его партия большевиков пойдут на любые преступления, только бы взять власть в свои руки.

Владимир Хотиненко не видел ни одного актера, который бы мог так убедительно сыграть теоретика будущей революции, как Евгений Миронов. Ради этой роли он побрился налысо, просмотрел массу документальных материалов, чтобы его пластика, манера речи соответствовали облику вождя, запечатленного в памяти мирового пролетариата. Как известно в судьбе Володи Ульянова большую роль сыграли две женщины: Надежда Крупская и Инесса Арманд. Две актрисы: Дарья Екамасова и Виктория Исакова представили на экране не столько соперниц, сколько верных помощниц, товарищей по партии.

В спокойной и чистенькой Европе, где Ленин вместе с Крупской переезжали из Копенгагена в Стокгольм, из Берлина в Цюрих, библиотеки для изучения трудов Маркса и Энгельса, там же Ленин

встретился с художниками-дадаистами, отвергающими старое искусство, что было по душе конструктивисту военного переворота, выросшему в интеллигентной среде. Периодически действие из конспиративных квартир в Европе переносилось в Петербург, где охранка с ног сбилась, выявляя засланных террористов. В этой слежке первую скрипку играл Алексей Мезенцев в исполнении Максима Матвеева, сумевшего завербовать революционерку Софью Рудневу, влюбившуюся в красавца – капитана. Ее блистательно сыграла Паулина Андреева.

Любовь и долг колют и мучают в паутине этой противоестественной связи, хочется забыть обо всем и поддаться нахлынувшим чувствам, но холодное утро призывает к ответу.

Владимир Хотиненко, судя по его телесериалам "Достоевский" и "Бесы" умеет провести тонкую грань, отделяющих честь и достоинство от насилия над собой. Вот и в этом фильме "Дьявол революции" страшное насилие над страной только планируется, но оно уже начинает проникать в души людей, дьявол не дремлет, скоро хаос заполнит все лакуны цивилизованного общества, и тогда брат начнет убивать брата.

Константин Хабенский создает образ харизматичного и дальновидного Льва Троцкого. Настолько умного, что после свершенного им ночного переворота в столице, лавры победителя отдает Ленину, потому что знает: еврей по национальности в России долго на вершине власти не продержится. Будучи опытным оратором, он обращается к народу, как к братьям и сестрам, хотя презирает необразованный плебс и считает: "тот, кто повелевает умами – тот правит миром". Главный конфликт в фильме происходит между Троцким и Сталиным – молодым Кобе Джугашвили, постоянно ставящим палки в колоса авторитетному военноначальнику, поднимающему боевой дух солдат на полях сражений. Сталин не скрывает своей ненависти и готов уничтожить Троцкого. Что он и сделает в 1940-ом году, когда тот находился в эмиграции и писал свое завещание. Он даже уничтожил его детей, чтобы ничто и никто не напоминал ему о том унижении, которое он испытывал при общении с соратником Ленина. Не правда ли, это

напоминает шекспировскую трагедию "Ричард 111", с пришедшим к власти горбатым королем, уничтожавшим всех, кто стоял на его пути.

После просмотра этих двух в чем-то похожих фильмов начинаешь понимать, насколько сильно советская идеология исказила исторические факты, спрятав их под грифом "секретно" и заставив людей верить в то, чего не было на самом деле, предложив взамен мифологию патриотов. И об этом надо помнить и знать.

Все новости Последние новости