26 января 2018, 15:07

Советская утопия в жанре фантастики.

В наше время ничто так не радует зрителей, как смеясь расставаться с прошлым, даже если в нем прошла половина жизни или вся жизнь.

Советская утопия в жанре фантастики.

 Ну, а новое поколение, имеющее смутное представление о советском прошлом, вполне может сочинять комиксы на эту тему и плевать на историческую память, потому что видит перед собой примеры отцов и дедов, испытывающих стыдливое разочарование "строителей коммунизма", поверивших во всеобщее равенство и рай на земле. Точно так же, как в перестроечные времена все ринулись защищать идеалы свободного общества, надеясь на "золотую рыбку". А в результате оказались "у разбитого корыта", где чудесные превращения бывают только в сказках.

Но, Бог с ней с идеологией, ведь я собираюсь рассказать о нашумевшем спектакле Александра Молочникова "Светлый путь.

19.17", идущем на сцене чеховского МХТ, куда билетов не достать. Зрительский ажиотаж вокруг этого представления, сочиненного 25-летним драматургом и режиссером, можно объяснить забавным превращением знаковых фигур русской революции, как-то Ленина, (тело которого до сих пор лежит в Мавзолее), Троцкого, Крупской в медийных марионеток, по сути фокусников, сумевших обмануть безграмотный народ и спровоцировать бунт, достигнув тем самым давнишней мечты: "кто был ничем – тот станет всем".  А как это произойдет – неважно: с помощью красного террора, уничтожения зажиточного крестьянства, кормившего всю страну или изгнания "белой косточки" на философском пароходе. Неслучайно по своей стилистике спектакль Молочникова напоминает "Окна роста" авангардистов 30-х годов, скульптурные мизансцены физкультурников - синеблузников, выкрикивающих примитивные лозунги под красными флагами и марширующих строем, где Любовь Орлова на экране – звезда интернационала. К тому же провозглашенная Инессой Арманд свободная любовь настолько раскрепостила голодных работниц в красных косынках, что они выстраиваются в очередь к Басу Его Величества в гротесковом исполнении Алексея Верткова, чтобы он культурно осчастливил их.Смешно? Ну, это как посмотреть… Наверное, для КВН – смешно, а для МХТ – пошло.

Автор этого многофигурного памфлета отдает главную роль не провокаторам организованного переворота, а Макару, тому самому из поговорки: "Куда Макар телят гонял". Без него – "тут ничего бы не стояло", не было бы залпа Авроры, Зимний бы не сдался на волю разъяренной толпы, солдаты не расстреливали бы офицеров и дезертировали с фронта, прельщенные лозунгом "Земля крестьянам". Одним словом, Макар становится послушной машиной в руках политических гипнотизеров, вставивших ему вместо сердца пламенный мотор и создав тем самым новый тип безжалостного робота, действующего по приказам манипуляторов.
А начиналось все так мило и прелестно во время встречи педагога балетной школы красавицы Веры,( исполненной Викторией Исаковой в лирическом ключе доверчивой жертвы), с неотесанным парнем, бывшим шахтером Макаром, очарованным прекрасной грацией и воздушным полетом воспитанницы Смольного. И надо же было ему пойти с чайником за водой по виртуальным коридорам Смольного, того самого, где когда-то бродил солдат Шадрин в спектакле "Человек с ружьем", встретив там Ленина. Макар тоже натыкается на странного человека в строгом костюмчике и красных носочках, похожего на модератора телевизионных реалити-шоу, представляющегося вождем всего мирового пролетариата, которого зомбированный Макар будет называть отцом Владимиром. Эту роль прекрасно играет Игорь Верник, отлично поднаторевший в разных ток-шоу с маской улыбчивого вертопраха. Под стать ему и главный идеолог революции Троцкий в креативном исполнении Артема Соколова. Эта сладкая парочка заговорщиков трусливо отчитывается во всех своих деяниях категоричной Надежде Константиновке – Ирине Пеговой, провозгласившей себя бессменным цензором трагических событий в России, понимая, что их надо лакировать, оставляя потомкам исключительно благостные страницы истории. Поэтому для такого наследия, как нельзя лучше подходят кадры фильма Эйзенштейна "Октябрь", в которых матросы и солдаты, движимые праведным гневом, врываются в зал с трясущимися от страха членами временного правительства. Кто же после этого будет протестовать?

Режиссера вовсе не смущает событийная чехарда в представлении вывернутых наизнанку фактов, поскольку у него другая сверхзадача – разоблачить исторические мифы, придуманные советскими горе-учеными и подвергнуть их осмеянию. И все было ничего: клоунада, так клоунада на костях, ведь либералы уже все давно разложили по полочкам, приравняв Ленина к злодею Сталину. Только почему-то недавно сняли с проката фильм "Смерть Сталина", якобы искажающий исторические факты. Выходит, в кино надо следовать исторической памяти, а в театре нет?.. Что-то здесь не сходится… Тут мне могут возразить, но ведь в спектакле "Светлый путь" все понарошку, в духе комеди - клаб, да и сатиру у нас пока не запрещают, к тому же в финале спектакля Макар и Вера будто бы просыпаются и все представленные на сцене политические комиксы, ничто иное, как страшный сон, фэнтези. Ну, ну, ребята – оправдываться тут ни к чему, а вот о художественном уровне спектакля надо бы подумать…

Любовь Лебедина.

Автор фотографий: Екатерина Цветкова

Все новости Последние новости