5 февраля 2018, 16:47

Жизнь течет сквозь пальцы, как песок.

Премьера в московском театре-студии под руководством Олега Табакова с пространным названием "Разговоры после…" на самом деле весьма конкретна и касается каждого сидящего в зале.

Жизнь течет сквозь пальцы, как песок.

 Так как мгновение между рождением и смертью человека, под названием жизнь, протекает быстро, оставляя после себя память, способную перевернуть сознание и проанализировать пройденный путь, оставшихся на земле. Поэтому, когда из семьи уходит близкий человек, особенно отец, то даже взрослые дети не могут представить, как им жить дальше.

Полное название пьесы Ясмины Реза "Разговоры после погребения", (театр убрал из афиши последнее слово, видимо, опасаясь испугать публику) не носит утешительного характера и уж, точно не слезливая мелодрама, скорее экзистенциальная психодрама с непростыми отношениями между двумя братьями: Натаном и Алексом, одновременно влюбленными в красавицу Эльзу, принципиальной сестрой Эдит, страдающей от одиночества и приехавшим на похороны дядей Пьером с кокетливой женой Жульен.
В стеклянном загородном доме с прозрачными стенами, похожем на аквариум, еще витает дух покойного отца, дети которого давно не собирались вместе, и теперь должны посмотреть друг другу в глаза, простить старые обиды и покаяться… Сделать это очень трудно, ведь мертвый отец все равно не услышит их. Так думают они, но не режиссер Данил Чащин и художник Николай Симонов, реализовав загробный мир в наглядном изображении. На подвешенных мониторах периодически возникает образ отца, которого зрители видят, а растерянное семейство нет. Возникающий из небытия бывший хозяин дома прислушивается к разговорам родственников, молча реагирует на их споры и возникающие конфликты, но не вмешивается. Теперь, как небожитель он не имеет на это право, и в тоже время своим витальным присутствием подтверждает – вечная духовная жизнь существует, в отличие от материи, способной превращаться в песок.

Тут на сцене его много, он сыпется сверху, словно дождь, наполняет чашки вместо кофе, создавая атмосферу ирреальности в окружающем миру условностей, где безусловен только внутренний мир человека, он бесконечен. В спектакле молодого режиссера Данила Чащина мистика и реальность идут параллельно, расширяя его границы, а также объединяя макрокосмос вселенной и микрокосмос души.

Вот почему так важно было в этой постановке добиться от артистов правды чувств, не имитации, а настоящей правды. Ни одного из исполнителей я не смогу обвинить в механическом существовании и техническом проговаривании текста, что сегодня довольно часто встречается в других театрах. Сдержанность тона при внутреннем напряжении присутствовала у всех действующих лиц. Но больше всех, как мне показалось, много сил, чтобы не взорваться и не нагрубить, тратил Натан в исполнении Евгения Миллера. Он весь был, как натянутая стрела, свои переживания держал внутри себя и на откровенный разговор с сестрой не шел.

Неожиданный приезд бывшей любовницы брата роскошной Элизы (актриса Ольга Красько) усугубляет его внутренний разлад с самим собой. Поэтому неизвестно, что перевесит: благородство по отношению к брату или вновь вспыхнувшие чувства к загадочной гостье. Как и следовало ожидать: побеждает страсть. В безумном восторге Натан осыпает Элизу поцелуями, рыдает, как мальчишка, потому что в любой момент она может выскользнуть из его рук и исчезнуть навсегда. А пока они могут укрыться под кружевным куполом черного зонта, и траур не помешает им слиться в экстазе. 

В любовном треугольнике не последнюю скрипку играет Алекс Ивана Шибанова. Неуравновешенный, комплексующий неудачник, не внявший советам отца и не ставший писателем, обиженный на весь мир. Алекс преследует Эльзу и постоянно подкалывает тех, кто не может ему ответить. Таким объектом для насмешек он избрал жену Пьера Жульен в банальной шляпке из цветов. Марианна Шульц изображает мягкую, добрую, вопреки годам наивную женщину, выходящую замуж в третий раз, которая не в состоянии понять, почему Алекс нападает на нее. Наконец, когда племянник доводит ее до слез – ему становится стыдно и он бросается ей на шею. Мир восстановлен, но Алекс по-прежнему не может смириться с изменой Эльзы, покинувшей его три года назад.
Зато Пьер, несмотря на преклонный возраст и мучительную подагру, (поэтому передвигается с помощью палок), относится ко всему легко, можно сказать, играючи, ведь гормоны смеха продлевают жизнь. Борис Плотников создает образ стареющего бовиана, поклонника женской красоты и любителя приключений. Своими шутками и анекдотами он разряжает угнетающую атмосферу трагического исхода, мол, все мы там будем… Сглаживая острые углы в отношениях непримиримых братьев, особенно внимательно относится к их сестре Эдит (актриса Марина Салакова), понимая насколько трудно этой женщине держать прямую спину и не жаловаться. И все-таки однажды по-своему обаятельная железная леди сорвется, оказавшись на заброшенной огороде и с остервенением будет вырывать засохшие растения, будто они в чем-то виноваты.


Каждый временный обитатель осиротевшего дома будет по-своему справляться с болью невосполнимой утраты, одновременно, чувствуя себя одиноким. Даже идея с вкусным ужином, который все бросились готовить, не объединит чужих родственников, поскольку судьба развела их в разные стороны, а жить вместе – теперь не модно… Вот и приходится усопшему отцу смотреть на все это свысока, то есть, с экрана монитора, надеясь, что когда-нибудь они поймут, в чем заключается смысл быстро проходящей жизни.

Любовь Лебедина. (Фото Екатерины Цветковой)

Все новости Последние новости