15 февраля 2018, 22:11

БЕРЛИНАЛЕ: ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

15 февраля стартует 68-й Берлинский кинофестиваль – первый по времени проведения в году европейский фестиваль "большой тройки" (Берлин – Канн – Венеция).

БЕРЛИНАЛЕ: ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

За последние годы фестиваль заметно сдал свои позиции. Он буквально "распух". Международный конкурс, уровень которого, по мнению мировой прессы, оставляет желать лучшего, утонул в огромном количестве программ, среди которых иные, такие, как пресловутое "кулинарное кино", кажутся совершенно необязательными. Много необязательных фильмов и в таких программах, как "Форум", где раньше всегда было место эксперименту, поиску, где открывались новые имена, нащупывались перспективы дальнейшего развития киноискусства. На Берлинале очень много лишнего, ненужного, его концепция расплывчата, структура лишена логики.

Ничего нет удивительного в том, что в среде профессионалов постепенно нарастало недовольство фестивалем, стилем его руководства. В конце концов это вылилось в настоящий скандал. В ноябре прошлого года 79 ведущих режиссеров Германии, среди которых Марен Аде, Кристиан Петцольд, Фатих Акин, Андреас Дрезен, Дорис Дерри, опубликовали в “Spiegel’е" открытое письмо, в котором констатировали системный кризис Берлинале и потребовали отставки директора фестиваля Дитера Косслика. Фестивальные старожилы помнят, что приход в 2000-м году веселого, шустрого, энергичного Косслика на смену солидному традиционалисту Морицу Де Хадельну совпал с переменой места фестиваля, его общего обновления, движения "на Восток" и сулил большие надежды. Поначалу, действительно, Косслик фонтанировал идеями, многие из которых до сих пор кажутся вполне плодотворными, но все же он неуклонно двигался в сторону ориентации на вкусы массовой аудитории.

Что ж, всему приходит конец. Кончается эра Косслика, власти прислушались к критике, и контракт с нынешним директором не продлили. Берлинале с будущего года начинает новую страницу своей истории.

Каким же выглядит нынешний конкурс, последний конкурс Косслика?

Конечно, нас не может не порадовать присутствие русского фильма в основном конкурсе Берлинале – что в последнее время случалось нечасто. Это "Довлатов" Алексея Германа-младшего. "Фильм-впечатление", в котором перед зрителем предстанут ноябрьские дни 1971 года, накануне эмиграции Иосифа Бродского, когда Довлатова окружают авторы, которых не печатают. В роли Довлатова – сербский актер Милан Марич, в роли Бродского – Артур Бесчастный.

"Русский след" на 68-м Берлинском кинофестивале весьма ощутим. В рамках программы "Классика Берлинале" будет показан отреставрированный и оцифрованный шедевр Михаила Калатозова "Летят журавли". В Берлинской "Панораме" состоится мировая премьера боевика "Профайл" Тимура Бекмамбетова, копродукция США, России, Великобритании и Кипра, где речь идет о раскрытии международной хакерской террористической организации, вербующей молодых девушек.

Работа документалиста Александра Абатурова "Сын" (в копродукции с Францией) представит Россию в секции "Форум".
В программе "Generation Kplus" - короткометражка Марии Коневой "Вдоль и поперек".

Фильмом открытия – впервые в истории Берлинале – станет анимационная лента "Остров собак" Уэса Андерсона. Это история о собаках японского Мегасаки-сити, которых специальным указом выслали на огромную мусорную свалку, и о мальчике, который отправляется на поиски своего пса.

Основной конкурс состоит из 24-х фильмов, из которых 19 будут бороться за награды – Золотых и Серебряных медведей.
В их числе – драма Гаса Ван Сента "Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет"; вестерн братьев Зеллнеров "Девица" с Мией Васиковской и Робертом Паттинсоном.

Один из самых модных радикалистов – филиппинский режиссер Лав Диас покажет довольно короткую, по его многочасовым меркам, всего-то трех с половиной часовую рок-оперу "Время дьявола". По определению авторов фильма, это "антимюзикл".
Без Изабель Юппер, конечно, не обошлось и на этот раз. В очередной экранизации нуара Чейза "Ева" о литературе и роковой любви, которую поставил французский режиссер Бенуа Жако, она сыграет главную героиню.

Фильм с "привлекательным" названием "Моего брата зовут Роберт, и он идиот" о братьях-близнецах поставил немец Филип Гренинг.

Швецию в конкурсе представит "Недвижимость" Манса Манссона и Акселя Петерсена – история пожилой дамы в борьбе за наследство.

Картина "Утейа, 22 июля" норвежца Эрика Поппе основана на реальных событиях и рассказывает о крупном теракте, который произошел в 2011 году.

В числе других картин берлинского конкурса – итальянская "Моя дочь" Лауры Биспури; польское "Лицо" Малгожаты Шумовской; иранская "Свинья" Мани Хагиги; французская "Молитва" Седрика Кана; "Транзит" главы "Берлинской школы" Кристиана Петцольда; еще два немецких фильма – "Три дня в Киброне" Эмили Атеф и "В коридорах" Томаса Стубера со звездой "Тони Эрдманна" Сандрой Хюллер.

Международное жюри возглавляет немецкий режиссер Том Тыквер, мировая слава которого началась в 1998 году, после показа в Венеции фильма "Беги, Лола, беги".

Евгения ТИРДАТОВА

Все новости Последние новости