19 февраля 2018, 18:16

Психология осла стала лейтмотивом нового фильма Анатолия Васильева.

Всемирно известный театральный режиссер Анатолий Васильев, основатель и руководитель "Школы драматического искусства", после того, как в 2006-ом году покинул Москву из-за конфликта с градоначальником, в столице появлялся наездами и спектакли больше не ставил, если не считать прошлогодней постановки "Старик и море" под патронажем Чеховского международного фестиваля.

Психология осла стала лейтмотивом нового фильма Анатолия Васильева.

И вот из Роттердама пришла новость, где 30 лет назад Васильев покорил публику своим "Серсо" , связанная с премьерой полнометражного документального фильма Анатолия Васильева "Осел", состоящего из восьми новелл на международном кинофестивале. Это упрямое домашнее животное, отличающееся большим терпением и выносливостью стало главным героем картины.

На пресс-конференции то ли в шутку, то ли всерьез режиссер сказал: "Это история о животном, в котором есть и человек". А в Кинескопе Петра Шепотинника Васильев подчеркнул, будто мифология жизни осла во многом связана с его творческой биографией, поскольку, когда у него отняли театр - он не стал никому мстить, не озлобился, а избрал путь смирения, смирения с той жизнью, которая началась заново, с "чистого листа".

Теперь можно сказать, - Васильев выиграл, задумав и воплотив восемь новел о земном бытие осла, не умеющем говорить, но все-таки по психологии похожем на человека. Фильм снимался фотокамерой, два оператора Александр Кулик и Руслан Федотов буквально породнились с ослами. Они наблюдали за ними, изучали их повадки, привычки. Каждая из восьми новелл не связана с последующей, но перед глазами зрителей проходят реальные история с животными, отсылающими к античному эпосу, то есть, возникает театральная условность, с которой Васильев не порывает, он только расширяет ее границы, наполняя художественными символами. Так в новелле "Палио" - это старинные ослиные гонки, возникает ощущение, что животные не движутся по кругу, а бегут на месте. Не так ли поступает человек, обрекая себя на вечный марафон. В последней новелле "Смерть осла", которого ведут на бойню, и он упирается, зная, что его ждет смерть, возникает трагическая нота, кажется, это человека ведут убивать.
Будет ли этот полнометражный документальный фильм, идущий три часа, показан в российском прокате, - пока неизвестно. И все-таки надо было бы его в первую очередь посмотреть тем, кто в свое время предал большого художника и не отстоял его в борьбе с чиновниками. Тем не менее, надо сказать, "Школу драматического искусства" до сих пор называют театром Анатолия Васильева.

Людмила Лебедь.

Все новости Последние новости