28 февраля 2018, 09:38

Экономика "совместного потребления"

В 21 веке у людей, как известно, существует огромный выбор вещей. Как отмечают социологи, сегодня в обществе появился культ потребления, а философы склонны полагать, что вещизм рискует победить духовные и интеллектуальные интересы социума. 

Экономика "совместного потребления"

В советские годы всё было иначе: люди хотели что-то приобрести, но этого либо не было на прилавках магазинов, либо было не доступно широким кругах населения. Сейчас ситуация изменилась. Выбор вещей огромен, но был бы смысл приобретать их в таком количестве. Как поясняют экологи, засилье товаров разного качества и назначения часто неблагоприятно отражается на окружающей природе. А сами граждане понимают, что хоть и вещей – безграничное количество, но большинство из них не используются ежедневно. Поэтому на Западе создали такой социально-значимый проект как sharing economy (шеринг экономика), что означает "совместное потребление". Его основателями считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторы книги "What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption".

Как выглядит на практике эта инновационная концепция? Например, у одних людей есть ресурс или даже его избыток, который нужен другим. Это могут быть инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время, и владелец этого добра делится с другими.

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были популярны в Советском Союзе. С другой стороны — именно благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной всем модели экономики. И не зря сравнивают с советским периодом в истории, ведь в шеринг экономике есть элементы коммунистического духа – обмена, совместного пользования, как подобие идеи братства. Отсюда даже и название произрастает – экономика доверия. Так как, здесь отсутствуют иерархия и посредники. Должно быть доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). То есть, чтобы поделиться с другими своими вещами или отдать в аренду, нужно иметь базовое доверие к миру и людям.

На западе это явление имеет широкое распространение. А как с этим делом у нас в России? В России существуют свои сервисы, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Вторая жизнь вещей.

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный путь. Один из давних некоммерческих проектов — это "Дарудар". По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Ещё один вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин "Спасибо!" в Санкт-Петербурге.
Кроме значимой благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая. Это выглядит так: непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из неё делают полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола или вытирания пыли. Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта "Крок и Зябра". Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимальной цене.
Также можно избавиться от ненужных вещей благодаря проекту "Свалка", который действует уже во многих городах России. К ним можно сдать самые разные вещи, начиная с книг, обуви, одежды и кончая мебелью, холодильниками, светильниками. И при этом приобрети это добро по самым низким ценам. Проект "Чумодан" кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Популярный в советские годы прокат в итоге трансформировался в онлайн-платформы аренды вещей. Пока они не столь массовые, но развиваются и появляются всё новые и новые. Проект Rentmania объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества. Другой подобный сервис — "Арендориум". В целом, довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей.

На сайте об экологическом аспекте данных проектов пишут: "Люди поступают рационально и экологично, не покупая лишнего". В чём рациональность? А в том, что вещи, которые явно не применяются постоянно в быту незачем приобретать навсегда, а лучше на время пользования арендовать. Называется это - здоровый прагматизм. Экологично, в том смысле, что засилье вещей отрицательно сказывается на биосфере мира.

Совместное использование

Один из давно действующих сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект "Довезу!", который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: "озелени" город: ведь, чем больше попутчиков, тем меньше машин, а это значит, меньше СО2 выделяется в атмосфер, а также меньше финансовых трат производят сами пассажиры.
В России большую популярность получил международный сервис. Он помогает искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерации профилей позволяет установить доверие между незнакомым. В продолжение темы о машинах, есть ещё один ресурс под названием "Just Park, CARMAnation". Как известно, парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или микроволновка, который к тому же иногда сложно достать. Суть сервиса в том, что Вы регистрируете свое место на парковке, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации.

Последнее время набирает обороты еще одно направление. Это явление носит название фудшеринг (food —еда, sharе — делиться). Это международное движение людей, которые "спасают" доброкачественную еду от попадания на свалку и распределяют её между собой. Людям, которые готовы поделиться лишними стройматериалами с теми, которые в них нуждаются, помогает сообщество Вконтакте "Стройшеринг: Отдам даром стройматериалы". Цель проекта – соединять людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кто имеет в них потребность.

Как мы видим, экономический и экологический кризисы — одна из причин развития sharing economy. Sharing-сервисы помогают экономить, рационально относиться к финансовым тратам, и общество всё больше осознает важность снижения потребления и благотворительности в жизни. В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета, Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе. Согласно другому исследованию - Cleantech Group, путешествия с использованием сервисов шэринга жильем, производят на 66% меньше выбросов по сравнению с проживанием в отелях и меньше экономических трат.

Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев "сэкономлено" почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.

Экономика - сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Но в целом, можно с уверенностью сказать, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический и экономический ущерб. Эксперт Комитета гражданских инициатив, Вячеслав Бахмин подтверждает это и даже составил список в справочнике российских платформ, где применяется актуальная на сегодня sharing economy.

Анна Иванова.

Все новости Последние новости