11 марта 2018, 22:15

"Большой" не оправдал больших надежд

В дни чествования любимых женщин, в связи с 8-ым Марта, телеканал "Россия" решил порадовать лучшую часть человечества новым фильмом Валерия Тодоровского "Большой", номинированном на "Золотого орла". 

"Большой" не оправдал больших надежд

Не все же по десятому разу смотреть "Служебный роман", "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", Фильмы несомненно прекрасные, но хотелось бы увидеть что-то свеженькое… И вот, пожалуйста, сюрприз!

Радовало то, что это не блокбастер, не бандитские разборки, а жизнь императорского театра, куда попасть простому смертному из-за дорогих билетов непросто. Интересно и то, что главная героиня Оля Ольшанская из шахтерского городка, где шахтерам по полгода не выдают зарплаты, материально помогает семье танцевальной акробатикой на привокзальной площади, где ее замечает бывший солист Большого театра Потоцкий, подрабатывающий в местном ночном клубе и спускающий все деньги на выпивку.

Ситуация знакомая, таких сюжетов в многочисленных сериалах достаточно. Но здесь подкупает достоверность, сермяжная правда русской окраины и унылая безысходность людей, наивно верящих в торжественные обещания "слуг народа". Поэтому, когда говорят, что Россия не иссякла на таланты, то с трудом верится - возможны ли они в столь убогой среде. И все же бывают исключения и к ним относится Оля Ольшанская. В девочку верит только отец, неожиданно умирающий молодым, оставляя беременную жену, неузнаваемо сыгранную Юлий Свежаковой, ограниченную, сварливую бабу, не понимающую ни мужа, ни дочь, а уж тем более искусство.

И вот из этого засасывающего болота с помощью Потоцкого в исполнении Александра Домогарова, в котором проснулось желание помочь погибающему таланту, и вырывается шахтерская девчонка, еще толком не знающая зачем ей этот балет и чем надо пожертвовать, потому что кроме отличных физических данных у нее ничего нет.

Валерий Тодоровский настолько увлекается "кухней" юных воспитанниц балетной академии, изображением репетиций и тренинга, что порой кажется, он решил показать зрителям насколько трудное это дело, как много сил и терпения оно требует. Все верно, но уж слишком много времени этому уделяется, ведь это художественная картина, а не документальная. Уже изначально ясно, - девочка выдержит все испытания, несмотря на голодное существование, конкуренцию со столичными подругами и презирающую ее директрису в исполнении Валентины Теличкиной. Расчетливую и хитрую стерву, которой мешает руководительница курса Галина Михайловна, в прошлом прима Большого театра. Алиса Фрейндлих играет бескомпромиссную, сердитую даму, не желающую помогать бездарностям, но увидевшую в провинциальной девчонке будущую Одетту из "Лебединого озера" в котором когда-то танцевала.

Она всячески опекает невоспитанную грубиянку, предлагает убирать в своем доме и за это получать деньги, даже дарит ей серьги с брильянтами, о чем потом забывает, страдая старческим слабоумием, и Ольге грозит исключение из академии за воровство.

Из чего можно сделать вывод: балетный мир не столь благостный, как кажется. Ну, а ведущие партии, требующие большого таланта, можно иногда получить благодаря протекции, и даже уступить, если родители соперницы предлагают большие деньги. Ольга совершает этот роковой шаг, стоившей ей карьеры, потому что дома мать и трое братьев готовят суп из капусты и доедают чужие бутерброды. И опять, в который раз суровая жизнь шахтерского городка по художественной значимости оказывается сильнее, чем закулисная, наполненная интригам суета Большого театра. Чего только стоит один эпизод, когда Юля приезжает на каникулы в родные места и встречает Светку, прежде выступавшую в ночном клубе, а теперь работающую продавцом в уличном лотке. Бесподобная актриса "Табакерки" Яна Сексте в крошечном эпизоде во время перекура своей героини на ветру неожиданно сталкивается с прежней ученицей исчезнувшего боса, и столько в глазах Светки безысходности и печали, настолько отрешенно она выслушивает гостью из Москвы, что становится понятно – ничего хорошего от жизни ей не перепадет, разве только жить по остаточному принципу.

На мой взгляд, именно такие эпизоды в фильме создают правдивую картину быстро утекающего бытия, где человек борется, страдает, рожает детей, любит, а потом наступает конец, и следующие поколения идут по тому же кругу. Галина Михайловна Алисы Бруновны не может жить без Большого, хотя после каждого выпускного спектакля собирается уходить, поэтому судьба дарит ей счастливую смерть – она засыпает навсегда в своем репетиционном классе. А повзрослевшая Оля Ольшанская, (ее играет Маргарита Симонова) все – таки выходит на сцену Большого в роли Одетты и летит в гигантском прыжке, равным расстоянию между двумя рядом стоящими зданиями, но это совсем не значит, что после этого она вновь не будет танцевать в кордебалете. Такова изменчивая природа искусства.
Людмила Лебедь.

Все новости Последние новости