2 апреля 2018, 10:58

Открыть настоящую правду о Горьком спустя 150 лет.

 Первые два слова из песни волжских босяков, записанной Максимом Горьким "Солнце всходит  и заходит, а в тюрьме моей  темно" драматург Михаил Дурненков избрал для названия публицистической пьесы, поставленной в чеховском МХТ Виктором Рыжаковым к 150-летию буревестника  революции

Открыть настоящую правду о Горьком спустя 150 лет.

Сами понимаете, театр не мог пройти мимо этой даты, поскольку именно здесь в 1902-ом году впервые была поставлена горьковская пьеса "На дне", открывшая новую страницу в жизни общедоступного театра, после чего косяком пошли другие произведения Горького: "Мещане", "Дачники", "Дети солнца", "Егор Булычев и другие", "Враги", отвечающие вызовам времени и помогающие зрителям разобраться в вопросах непростого бытия.      Но не все так было просто в отношениях автора и руководства МХТ. Слишком разными путями они шли по жизни и на правду в искусстве тоже смотрели по -разному. Вот именно это и заинтересовало руководителя проекта Павла Руднева, предложившего через письма Максима Горького к Немировичу -Данченко рассмотреть эту ситуацию под увеличительным стеклом и докопаться до истины.

 Вместе с тем документальность и художественность трудно привести к единому знаменателю, к тому же Дурненков решил вывести на сцену не только основателей МХТа и великих актеров того времени, но и классиков Серебренного века: Антона Чехова, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Валерия Брюсова и так далее. И если история Михаила Булгакова, связанная с МХТ как-то ложится в прокрустово ложе драматических взаимоотношений автора и первого демократического театра, то остальные писатели существуют в виде окружающей массовки   Горького, много делавшего для спасения великих умов от революционного топора и жутко корившего себя за то, что вовремя не помог выехать за границу для лечения Александру Блоку, не помешал расстрелу поэта Николая Гумилева. Но об этом в представлении говорится мельком, так для справки, ведь у автора и режиссера Рыжакова была другая зверхзадача: сконцентрироваться на отношениях Горького и основателей МХТэ, почему-то без Саввы Морозова, фактически построившего здание в Камергерском переулке, а также любовной связи Максима Горького с примой Марией Андреевой. На эти роли были приглашены артисты из других театров: Игорь Гордин из московского ТЮЗа, Ксения Раппорт из петербургского Театра Европы. Наверное, в огромной труппе не смогли найти подходящих исполнителей для исторических персонажей, сыгравших огромную роль в строительстве социалистического реализма. Может быть и хорошо, что не нашли, так как Игорь Гордин и Ксения Раппорт единственные из всего огромного актерского состава по-настоящему проживали судьбы своих героев, да еще Марина Зудина в образе Ольги Книппер-Чеховой, прочитавшей монолог, связанный с уходом из жизни Антона Павловича, как крик о помощи подстеленной "Чайки".

С другой стороны, у артистов в формате разноцветного калейдоскопа не было возможности полностью обрисовать характеры своих героев, поскольку им отводилась роль знаковых фигур без грима в стилистике отстранения. Тем не менее режиссеру Виктору Рыжакову тоже захотелось снести свою лепту по поводу современного видения некоторых персонажей, в частности Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который в исполнении Игоря Верника напоминал забавного конферансье, объявляющего, как будут дальше развиваться непредвиденные события, одновременно переманивая на свою сторону барственного Константина Станиславского в скромном исполнении Анатолия Белого, находящегося в тени тайного кардинала всех интриг. Игорь Верник настолько "тянул одеяло на себя", что казалось хотел переиграть пребывающего в сомнениях Горького. И все-таки, выскочившего, как черт из бутылки, вождя мирового пролетариата ему не удалось обскакать. Валерий Трошин, удостоившийся чести  портретного грима, картавящего букву "р", словно скоморох на ярмарке дергался ручками и ножками, слезно умоляя Горького уехать из России, так как может попасть в безжалостную мясорубку экспроприаторов. Наверное, с такой режиссерской трактовкой новой миссии в России можно согласиться в плане комиксов, но ведь театр апеллирует к библиографическим документам, и если прочитать статью Максима Горького, написанную в 1930-ом году, то она вся пропитана уважением к уникальному мышлению Ленина, его воли, трудолюбию, способности вести за собой народ. Что-то тут не сходится… И потом, зачем в сюжетную канву пьесы вставлен эпизод, связанный с приездом Ленина на Капри к Горькому? – Показать душителя свободы в роли заядлого рыбака?.. Тут уж, извините, возникают какие-то притянутые за уши параллели с современными политиками…

В течение двух часов сценического времени одни метаморфозы сменялись другими, разные эпизоды, вырванные из жизни вольного буревестника наскакивали, теснились, галопом проходили по русской истории в виде литературного монтажа, то ли прочитанного, то ли сыгранного, а "Несвоевременные мысли" Горького как были так и остаются для исследований литературоведов и историков, возлагавших большие надежды на "Солнце всходит".

Автор: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура

В мире Израиль стягивает войска к сектору Газа после обстрела Израиль стягивает войска к сектору Газа после обстрела

Пресс-секретарь армии обороны Израиля Авихай Эдри заявил, что глава Генштаба армии Израиля Авив Кохави выдвинул две военные бригады и командный центр на границу с Газой.


Общество Минздрав подготовил проект об увеличении возраста продажи алкоголя Минздрав подготовил проект об увеличении возраста продажи алкоголя

Минздрав подготовил законопроект об увеличении возраста продажи алкоголя до 21 года, текст документа опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Культура Прощание с жизнью – пока еще живы.  Прощание с жизнью – пока еще живы.

Вряд ли найдется в театральном мире режиссер или актер, не прикипевший сердцем к семейной драме Вина Дельмара "Дальше – тишина", хотя на первый взгляд ничего особенного в ней нет. Ну, подумаешь – два старика муж и жена, прожившие долгую жизнь вместе оказываются не нужными своим детям, которых воспитали, дали им образование, вывели в люди.