2 апреля 2018, 10:58

Открыть настоящую правду о Горьком спустя 150 лет.

 Первые два слова из песни волжских босяков, записанной Максимом Горьким "Солнце всходит  и заходит, а в тюрьме моей  темно" драматург Михаил Дурненков избрал для названия публицистической пьесы, поставленной в чеховском МХТ Виктором Рыжаковым к 150-летию буревестника  революции

Открыть настоящую правду о Горьком спустя 150 лет.

Сами понимаете, театр не мог пройти мимо этой даты, поскольку именно здесь в 1902-ом году впервые была поставлена горьковская пьеса "На дне", открывшая новую страницу в жизни общедоступного театра, после чего косяком пошли другие произведения Горького: "Мещане", "Дачники", "Дети солнца", "Егор Булычев и другие", "Враги", отвечающие вызовам времени и помогающие зрителям разобраться в вопросах непростого бытия.      Но не все так было просто в отношениях автора и руководства МХТ. Слишком разными путями они шли по жизни и на правду в искусстве тоже смотрели по -разному. Вот именно это и заинтересовало руководителя проекта Павла Руднева, предложившего через письма Максима Горького к Немировичу -Данченко рассмотреть эту ситуацию под увеличительным стеклом и докопаться до истины.

 Вместе с тем документальность и художественность трудно привести к единому знаменателю, к тому же Дурненков решил вывести на сцену не только основателей МХТа и великих актеров того времени, но и классиков Серебренного века: Антона Чехова, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Валерия Брюсова и так далее. И если история Михаила Булгакова, связанная с МХТ как-то ложится в прокрустово ложе драматических взаимоотношений автора и первого демократического театра, то остальные писатели существуют в виде окружающей массовки   Горького, много делавшего для спасения великих умов от революционного топора и жутко корившего себя за то, что вовремя не помог выехать за границу для лечения Александру Блоку, не помешал расстрелу поэта Николая Гумилева. Но об этом в представлении говорится мельком, так для справки, ведь у автора и режиссера Рыжакова была другая зверхзадача: сконцентрироваться на отношениях Горького и основателей МХТэ, почему-то без Саввы Морозова, фактически построившего здание в Камергерском переулке, а также любовной связи Максима Горького с примой Марией Андреевой. На эти роли были приглашены артисты из других театров: Игорь Гордин из московского ТЮЗа, Ксения Раппорт из петербургского Театра Европы. Наверное, в огромной труппе не смогли найти подходящих исполнителей для исторических персонажей, сыгравших огромную роль в строительстве социалистического реализма. Может быть и хорошо, что не нашли, так как Игорь Гордин и Ксения Раппорт единственные из всего огромного актерского состава по-настоящему проживали судьбы своих героев, да еще Марина Зудина в образе Ольги Книппер-Чеховой, прочитавшей монолог, связанный с уходом из жизни Антона Павловича, как крик о помощи подстеленной "Чайки".

С другой стороны, у артистов в формате разноцветного калейдоскопа не было возможности полностью обрисовать характеры своих героев, поскольку им отводилась роль знаковых фигур без грима в стилистике отстранения. Тем не менее режиссеру Виктору Рыжакову тоже захотелось снести свою лепту по поводу современного видения некоторых персонажей, в частности Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который в исполнении Игоря Верника напоминал забавного конферансье, объявляющего, как будут дальше развиваться непредвиденные события, одновременно переманивая на свою сторону барственного Константина Станиславского в скромном исполнении Анатолия Белого, находящегося в тени тайного кардинала всех интриг. Игорь Верник настолько "тянул одеяло на себя", что казалось хотел переиграть пребывающего в сомнениях Горького. И все-таки, выскочившего, как черт из бутылки, вождя мирового пролетариата ему не удалось обскакать. Валерий Трошин, удостоившийся чести  портретного грима, картавящего букву "р", словно скоморох на ярмарке дергался ручками и ножками, слезно умоляя Горького уехать из России, так как может попасть в безжалостную мясорубку экспроприаторов. Наверное, с такой режиссерской трактовкой новой миссии в России можно согласиться в плане комиксов, но ведь театр апеллирует к библиографическим документам, и если прочитать статью Максима Горького, написанную в 1930-ом году, то она вся пропитана уважением к уникальному мышлению Ленина, его воли, трудолюбию, способности вести за собой народ. Что-то тут не сходится… И потом, зачем в сюжетную канву пьесы вставлен эпизод, связанный с приездом Ленина на Капри к Горькому? – Показать душителя свободы в роли заядлого рыбака?.. Тут уж, извините, возникают какие-то притянутые за уши параллели с современными политиками…

В течение двух часов сценического времени одни метаморфозы сменялись другими, разные эпизоды, вырванные из жизни вольного буревестника наскакивали, теснились, галопом проходили по русской истории в виде литературного монтажа, то ли прочитанного, то ли сыгранного, а "Несвоевременные мысли" Горького как были так и остаются для исследований литературоведов и историков, возлагавших большие надежды на "Солнце всходит".

Автор: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура

Политика Трамп назвал условия снятия санкций с России‍ Трамп назвал условия снятия санкций с России‍

Дональд Трамп готов снять санкции против Москвы при условии, если Россия будет сотрудничать с Соединенными Штатами. Об этом он заявил в эксклюзивном интервью агентству Рейтер.

Экономика Очень-очень малая деталь Очень-очень малая деталь

Каждый человек формируется в детстве.Мы решили посмотреть на студенческие годы одного из известных российских банкиров – Андрея Костина, чтобы понять, какие черты характера помогли ему возглавить один из крупнейших банков страны.


Общество Очень-очень малая деталь Очень-очень малая деталь

Каждый человек формируется в детстве.Мы решили посмотреть на студенческие годы одного из известных российских банкиров – Андрея Костина, чтобы понять, какие черты характера помогли ему возглавить один из крупнейших банков страны.