12 апреля 2018, 10:49

"Театральный роман" с продолжением.

 

20- международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии "Встречи в России",  проходящий в Санкт-Петербурге на сцене Балтийского международного фестивального центра" с 5-го по 11-е апреля, где в 2017-ом году была учреждена Ассоциация деятелей русских театров зарубежья, на этот раз посвящен русской классике.

"Театральный роман" с продолжением.

 

Дело, конечно, хорошее, ведь кому, как не русским театрам в зарубежье ставить Пушкина, Толстого, Достоевского, Гоголя, Андреева, Хармса, Шварца и таким образом сеять доброе, вечное.

Поэтому особенно бывает досадно, когда режиссеры, желая приблизить классику к современности используют автора, как матрицу для своего "гениального" замысла, в котором самовыражение превалирует, идет в разрез с  первоисточником. К сожалению, это стало общим местом, а когда горе-авангардистов ставят на место, то слышат в ответ, мол защитники классического наследия отстали от мультикультурного прогресса, законсервировались в прошлом.

 На самом деле, это длинный спор, можно сказать, бесконечный. И дело тут не только в разных вкусах, а в уважении режиссера к автору, русской культуре, зрителю и, конечно, своей профессии, обязывающей соблюдать законы театрального искусства, если хотите, его азбуку. В противном случае любой дилетант может объявить себя новатором, отвергающем все  ради скандального успеха в построенном им карточном домике.

Слава Богу, "Театральный роман" Михаила Булгакова в театре "Балтийский дом" нельзя упрекнуть в погоне за дешевым успехом, хотя сам роман насыщен и злой иронией, и едким сарказмом, ведь речь идет о закулисной жизни общедоступного художественного театра, его основателях Станиславском и Немировиче-Данченко, увиденных глазами самого Булгакова, выведенного в романе под фамилией драматурга  Максудова, пьесу которого собираются ставить в храме Мельпомены, где за праздничным фасадом скрывается его оборотная сторона в виде сплетен, соперничества и воинственной пошлости. Тут режиссеру Леониду Алимову пришлось немало потрудиться, чтобы чаша весов не склонилась в сторону злого ерничества, заполненного фейками, и возникла своего рода аура человеческой комедии, где талантливые люди занимаются пустяками, давая волю тщеславию и непомерной гордыни. Ведь актеры по своей природе уже греховны, изображая жизнь и смерть другого человека. Поэтому когда они позволяют низменным качествам прорываться наружу, то тут начинается та самая игра "против кого дружим", разрушающая их изнутри и в том числе весь театральный коллектив. Именно об этом писал Михаил Булгаков, и режиссер Леонид Алимов подхватил эту тему, поскольку она ему очень близка.

Поначалу очарованный атмосферой избранных "небожителей" и оттого робеющий при встрече с Иваном Васильевичем (читайте Станиславским), опасающегося случайной простуды и вражеского лагеря в лице сторонников Аристарха Платоновича (читайте Немировича- Данченко), пребывающего в далекой Индии, Максудов постепенно переходит от робкого недоумения и паники к внутреннему протесту. По мере того, как идут репетиции, где его текст заменяется фантазиями Ивана Васильевича, а также этюдами,  возмущение новоиспеченного драматурга нарастает с каждым днем. Максудов оказывается в тупике, так как в подписанном договоре у него никах прав нет. Этот фарсовый сюжет уморителен по своему характеру, но главному герою в исполнении Арсения Воробьева надо держать умное выражение лица, хотя на самом деле хочется плакать и бежать из этого "прекрасного" оазиса. И все-таки в чем заключается смысл и главное достоинство актерской профессии?

Второй акт спектакля начинается с триумвирата основоположников демократического искусства. В креслах сидят Роман Громадский, Татьяна Пилецкая, Вадим Яковлев и читают монологи Сатина, Роксаны, Тригорина, и это такое чудо, такое волшебство, что хочется продлить эти мгновения и воскликнуть "Браво". После этой картины они, взявшись за руки уходят в глубину сцены за прозрачный занавес, и ты понимаешь, что это последнее прости великому психологическому театру. Начинается новая эра!

А вот здесь хочется сделать паузу и набрать в легкие воздух, потому что тебе предстоит падение в виртуальную бездну на спектакле "Евгений Онегин" русского драматического театра имени Горького из Астаны. Казалось ничто не предвещало ничего такого, выходящего за рамки культурной постановки в трактовке московского режиссера Юрия Квятковского при поддержке СТД России. Но, не зря говорят, "благими намерениями дорога в ад вымощена".  Такого эксперимента над Александром Пушкиным мне еще не приходилось видеть. Только представьте режиссер решает "Евгения Онегина" в стилистике комического абсурда, где стихи читаются в ритме рэпа, а раздвоенный Онегин похож на шоумена, чистящего "перышки" в грим уборной с помощью восхитительных девиц. Вы скажите: "Круто". Еще как круто! Нано новации в виде разных фишек разбросаны по всему спектаклю, только успевай догадываться о чем идет речь. Два друга Онегин и Ленский в исполнении Дениса Юкало и Данила Хомко все свои споры решают за игрой в настольный теннис.  Эти продвинутые ребята даже дуэль изображают в спортивном ключе. Раз – шарик летит, и вот уже Ленский мертв. Но это еще не все. На сцене появляется странный персонаж, напоминающий шахтера с лампочкой на лбу и поет арию Ленского: "Куда, куда вы удалились…" и так далее. Кстати, тенор очень хороший. Если таким образом, Квятковский хотел представить, как девятиклассник может сегодня прочитать историю Евгения Онегина, то, по-моему, режиссер открыл новую страницу школьного дебилизма.

Да, что это я все о режиссере, да о режиссере, а как же артисты… И тут в силу вступает ее Величество зависимость, они играют то, что им предлагает постановщик, уверяя их в том, что это и есть современный театр. Никаких тебе страданий, никаких мук совести, ни долга, ни верности нелюбимому мужу Татьяны, прочитавшей письмо к Евгению, как юная абитуриентка.  Все забыто и нечего горевать, ведь сейчас на дворе не 19-ый век, а 21-ый, где успех добывается любой ценой, в том числе дутый. Говорят, что этот спектакль собираются показывать в Москве, как новое слово в освоении классического наследия, только наследием здесь не пахнет, тем более добрыми чувствами…

Автор: Любовь Лебедина.                

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости