28 апреля 2018, 13:40

Польский фильм "Лицо" на российских экранах

Кинопрокатная компания "ПРОвзгляд" выпустила на российские экраны польский фильм "Лицо", получивший Гран-при нынешнего международного кинофестиваля в Берлине.

Польский фильм "Лицо" на российских экранах

Режиссер Малгожата Шумовская попыталась осмыслить, что происходит с людьми, живущими в ее стране, и, надо заметить, результат этой попытки получился неутешительным, если не сказать – тревожным. Хотя в небольшом городке на юге Польшы народ занимается, казалось бы, благим делом, возводя самую высокую в мире статую Иисуса Христа, это не делает их ни праведниками, ни эмпатами.

За так называемое кино "морального беспокойства" сегодня мало кто берется, но, как видим, все же есть на свете отважные постановщики, которым не безразличны вопросы, связанные с человеческими отношениями в современном мире. И лучше всего говорить на эту тему надо на уровне повседневности, показывая жизнь обыкновенных людей, а не богатых и знаменитых.

Сюжетной линией этой картины стала история провинциального молодого человека Яцека (Матеуш Косьцюкевич), красавца и плейбоя по местным меркам, который живет в с набожными консервативными родителями, вместе со всеми строит главную статую Христа, обожает хэви-метал, да и сам не прочь помузицировать, что не мешает ему бесконечно скучать в маленьком захолустном городишке, почти деревне. Поэтому он мечтает перебраться в большой город и сделать карьеру рок-певца.

Ничем не примечательная жизнь Яцека так продолжалось бы и дальше, не случись с ним беда: однажды, работая с аппаратурой на высоте, он свалился с лесов, получив тяжелейшую травму. А Яцек когда очнулся после длительной комы и операции, то обнаружил в зеркале человека с совершенно незнакомым лицом и понял, что его прежняя жизнь осталась в прошлом.

В фильме важно не то, как главный персонаж сам воспринимает себя и как собирается жить дальше. И дело не в том, что он возвращается в свой городок знаменитостью – все-таки ему первому в стране сделали операцию по трансплантации лица – а в том, как встретили его родные и горожане. То есть его драма не в пережитой трагедии, а в том, как это восприняли окружающие его люди.

И тут режиссер не пощадила ни родителей героя, ни жителей городка, выпустив изрядные саркастические стрелы и в тех, и в других. А в общем-то, в нестойкую человеческую мораль, которой на самом деле люди только прикрывались, и в католицизм, тоже оказавшийся не особенно крепким. Еще недавно любившая Яцека девушка, готовая стать его женой, мгновенно теряет к нему всякий интерес, родная мать не в силах преодолеть отчужденность, начинает откровенно его сторониться, сестра, хоть и пытается помочь нашему герою, но и она с ужасом смотрит в это страшное чужое лицо, испытывая жалость и неприязнь одновременно. Он все чаще слышит за спиной, как его называют "мордой" и "рожей", видит косые взгляды, полные любопытства и отвращения.

Что греха таить, люди, как правило, не принимают тех, кто "другой", не такой, как они, чем-то выделяющийся – внешним видом, речью, поведением, национальностью. Уж нам-то это хорошо известно. Быть чужаком в обществе, не совпадать со средой, в которую попал, не быть похожим и не следовать правилам игры – испытание не из легких. А для тех, кто "как все", эта особость – лакмусовая бумажка, выявляющая способность к толерантности и эмпатии. С этими качествами у героев фильма оказалось затруднительно. Даже мать Яцека решила, что в него вселились бесы и попросила местного священника провести сеанс экзорцизма, назвав сына инопланетянином и чудовищем. Уж если мать на такое способна, то что уж говорить обо всех остальных.

Впрочем, режиссер уже в первых кадрах объясняет зрителю, что представляет собой общество, осмелившееся судить своего изменившегося лицом молодого человека, попавшего в беду. Когда в супермаркете объявили распродажу, то эти благочестивые горожане, почитающие Иисуса Христа и исправно посещающие церковные службы, истово молясь Богу, не постеснялись, следуя условиям акции, раздеться догола и ринуться в торговый зал, расталкивая друг друга локтями и набивая тележки тем, что успели схватить. Так что же еще можно ожидать от толпы, являющийся частицей польского общества, в котором завелся "чужак", не похожий на других. И режиссер бесстрашно ставит диагноз этому обществу, без устали талдычащему о толерантности и любви к ближнему, но готовому побить камнями любого, кто в него не вписывается и не следует его правилам.

Напоследок скажем, что история с возведением статуи Христа, в котором участвовал нащ герой и где он получил увечье, а также первая в Польше пересадка лица – отнюдь не выдумка кинематографистов этой страны. На окраине города Свебодзина в 2010 году действительно состоялось открытие этого памятника, превзошедшего по высоте (52,5 м) две знаменитые статуи, находящиеся в бразильском Рио-де-Жанейро и боливийском Кочабамбе. И еще совсем свежая новость, связанная этим монументом. В короне статуи Иисуса Христа установили антенны и передатчики для раздачи интернета. Об этом сообщили издание Fakt 24 и телеканал Polsat News.

Автор: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости