4 мая 2018, 15:15

Все врут детекторы лжи.

Пьеса Василия Сигарева с интригующим названием "Детектор лжи" ставилась во многих театрах, в том числе в антрепризе. Уж слишком благодатный материал, к тому же комедия с "подводными камнями", где супружеская пара, прожив вместе много лет, под воздействием приглашенного гипнотизеры пытается узнать правду о своем прошлом и разные там мелочи: куда муж спрятал заначку.

Все врут детекторы лжи.

 

И вот Ставропольский академический театр имени Михаила Лермонтова тоже решил поупражняться в абсурде, а вдруг гипноз и есть та волшебная палочка, которая может вывести на чистую воду обманщиков, типа детектора лжи, и спасти семью от разрушения.  Может быть, это модная нанатехнология, которую можно применять, когда у тебя есть деньги, а если нет, - продолжай существовать с грузом прошлого и держать спутника жизни в неведении. Скорее всего, оно так и лучше, ведь у каждого человека должна быть своя тайна.

Режиссер Наталья Зубкова подумала, подумала и поставила на малой сцене "Детектор лжи". К тому же у нее было три замечательных артиста: Ирина Баранникова, Александр Жуков и Михаил Новаков. Чего же добру пропадать, а зрителю ждать "манны небесной", когда придет время золотое и все почувствуют себя счастливыми. .. Задумано – сделано! И вот на сцене в окружении зрителей сооружена  выгородка типовой квартиры. Все скромно, ни богато и не бедно, и здесь можно жить. Одним словом. среднестатистическая ситуация, принятый стандарт, чего же еще можно желать в наше трудное время, когда многие люди мечтают о собственной краше над головой.

Но не такая хозяйка квартиры по имени Надежда, работающая санитаркой в больнице, жестоко страдающая от запоев своего мужа. В общем-то, человека неплохого, верного, только мало зарабатывающего, предпочитающего проводить свободный досуг у пивного ларька с собутыльниками. Ситуация тоже типичная для многих семей, и тут ничего оригинального не придумаешь.

Да, нет, оказывается можно, ведь человеку всегда хочется подняться над серыми буднями, попробовать чего-то неведомого, чтобы телеведущему  Андрею Малахову такое и не снилось. И вот рисковая Надежда решается пригласить в дом гипнотизера, чтобы он закодировал от "русской болезни" мужа. А тот поначалу ни в какую, поскольку эта процедура унижает человеческое достоинство, и пока  он помнит известное изречение Горького: "Человек – это звучит гордо"!

Скромный доцент института, решивший подработать гипнотизером в исполнении Михаила Новакова тоже не вызывает особого доверия. Уж слишком он какой-то серенький, тихий, излишне острожный, похожий на отставного интеллигента с обочины. Но нетерпеливая Надежда креативной Ирины Баранниковой торопит события, никому не дает сказать слово, готовая связать непокорного мужа, только бы выведать у него с помощью волшебного гипноза, куда он спрятал 15 тысяч рублей. Сумму солидную для безработной провинции.

 С одной стороны, эта комическая ситуация напоминает известную телепередачу Коме - Клаб, а с другой не проходящий абсурд нашей жизни, когда люди уже не думают о вечном и прекрасном, а сосредоточены на хлебе насущном и поэтому их бесконечно жаль. Жалко красивую, не потерявшую привлекательности Надежду, вынужденную вырывать из горла других причитающиеся ей подачки от  государства. Жалко ее мужа, придумывающего себе биографию бойца элитных войск, чтобы покорить сердце гордой Надежды в девичестве, жалко затюканного ученого в парадной рубашке со студенческих времен. В конце концов, жалко их взрослую дочь, которая, выйдя замуж, не в состоянии купить телевизор.

  После гипнотического сеанса с уснувшим Борисом, помогающего найти спрятанные деньги, расследование неизвестных фактов из его жизни продолжается. Всплывает история с крановщицей по пьянке, дешевое платье, купленное  Борисом на развале с липовой дорогой этикеткой и так далее. Но самое главное происходит потом, когда муж узнает у впавшей в гипнотический транс жены, что он у нее не первый мужчина, а двенадцатый, испытывая неслыханную ярость.

Темпоритм двухчасового представления скачет, меняется, действие  обрастает новыми подробностями и неожиданными поворотами, как на крутых виражах.  И все же механизм детектора лжи уже сделал свое черное дело, разоблачив маленькие и большие  секреты членов семейной ячейки. Но ради чего, ради какой такой благородной цели? – Непонятно.  Скорее всего, после ухода гипнотизера внутренне опустошенные Надежда, и Борис еще долго не смогут прийти в себя, а также простить друг друга,  ведь недаром говорят: "Не буди лихо – пока оно тихо".

Испокон веков в театрах присутствует формат кассовых спектаклей,  предназначенных для отдыха зрителей, когда можно расслабиться и на два часа забыть о всех проблемах. Тем не менее, такая развлекательная форма требует от артистов большого мастерства, умения посмотреть на своих героев со стороны и наполнить себя радостной энергией. Исполнители фарсовой комедии "Тетки" Коровкина в постановке белорусского режиссера Михаила Ковальчика играют ее уже третий год. За это время они сумели преодолеть элемент отчуждения, вжиться в характеры когда-то интеллигентной семьи, от которой остались две стареющих сестры Генриетта Карловна и Розалия Карловна, живущие на скромные пенсии и ожидающие в гости своего племянника Роберта Краузе, крутого продюсера кино. ( его играет Александр Жуков). И все было бы очень мило и  хорошо знакомо в стилистике непритязательных сериалов для домашних хозяек, но автор пьесы решил заинтриговать зрителей случайно отравленным "божьими одуванчиками" чиновника Бабакина, прельстившегося старинным домом, неожиданно сыгравшего "в ящик".

 Что и говорить ситуация патовая, во многом напоминающая сюжет "Номера 13", тоже с метаморфозами обнаруженного покойника. Здесь его тоже заталкивают в шкаф, из которого он вываливается к ужасу приехавшего продюсера, разодетого, как попугай, у которого тоже рыльце в пушку, поскольку он решил из практических соображений жениться на дочери олигарха Инге в исполнении Ирины Баранниковой.  Драматург даже не постеснялся вставить в пьесу монолог из чеховского "Вишневого сада", посвященного столетнему шкафу. Что это шутка? Если и шутка, то неуместная.

Идет дальше. Неожиданно в  патриархальном доме появляется младший брат Роберта Эрик в женском платье, который скрывается от полиции, так как бежал из заключения. И тут как тут появляется розовощекий капитан Кувыркин в исполнении Александра Кошелевского и начинает "клеить" прекрасную незнакомку, то есть Владимира Лепа, которого - которую старший брат, измученный перезахоронениями грузного тела, выдает за свою прежнюю любовь, чем приводит в бешенство нынешнюю невесту Ингу.

Если вы помните французские комедии в стиле Дель арте, то тут французы отдыхают, так как эксцентрика ставропольских артистов зашкаливает в предлагаемых обстоятельствах  режиссерских кунштюках, не лишенных заимствований. Но оставим авторские права на суд критиков, ведь зрители пришли повеселиться, и их мало волнует: кто у кого позаимствовал приемы. По крайней мере, к дуэту двух сестер в исполнении Натальи Зубковой и Людмилы Дюженовой не придерешься. Притом, что они очень разные, одна кокетка и модница, вторая – постоянно пропадает на кухне, на самом деле крепко связаны и любят друг друга до самозабвения.

Эта умирающая порода старой  интеллигенции поражает своей наивностью и трепетностью, умением ценить даруемые жизнью мгновения и доброту. Поэтому на самом деле Генриетта и Розалия никакие не тетки, а светлые и добрые одухотворенные существа, у которых хватает мужества противостоять пошлости и хамству, таких как Бабакин в гротеском исполнении Бориса Щербакова, воскресшего из мертвых, которого было бы неплохо проверить на детекторе лжи.

Автор статьи: Любовь Лебедина.  Ставрополь – Москва.       

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости