10 мая 2018, 22:16

Кузница актерских кадров в первом русском театре на Северном Кавказе.

История этого театра, созданного на основе антрепризы Карла Зелинского в далеком 1845-ом году, представляет культурный срез бывшей крепости- города на подступах к Кавказу, где проездом бывали Пушкин и Лермонтов, Грибоедов и Одоевский, а также сосланные по указу царя декабристы. 

Кузница актерских кадров в первом русском театре на Северном Кавказе.

 

Конечно, эти выдающиеся личности внесли определенный вклад в духовную атмосферу города, где уже в 1846-ом году было построено каменное здание театра с прекрасным фасадом. Поэтому неслучайно в этот город устремились гастролирующие труппы со своим репертуаром, в основном состоящем из русской и зарубежной классики, и таким образом культурный фундамент был заложен на много десятилетий вперед.   

 В течение 173-х лет здесь наблюдались разные периоды, связанные с творческими успехами и досадными промахами, но, когда наместник Кавказа, великий князь Николай Николаевич лишил Ставропольский театр государственной поддержки в 1871-ом году, жители города спасли свой театр, открыв подписку для формирования товарищества на паях.

 Спрашивается, почему я обратилась к этой исторической справке, известной каждому ставропольскому школьнику? Да потому, что истинно культурные традиции складывались десятилетиями, откладывались в памяти разных поколений, передавались от родителей к детям, и эти связи не прерывали и не прерываются по сей день, обязывая художников честно служить своей публике, нести ей свет и благородные помыслы. Были времена, когда в Ставропольский театр, получивший в 1995-ом году звание "Академический" приезжали по распределению выпускники столичных вузов, что, естественно, повышало художественный уровень спектаклей, но потом, в связи со свободными дипломами, этот поток прекратился, и театр вынужден был обходиться собственными кадрами, выращенными в своем городе. Что по идее должно было сказаться на невысоком качестве актерского мастерства, но только не в Ставропольском театре. Опытные мастера не позволили опуститься установленной ими высокой планки художественного творчества, добиваясь от начинающих артистов подробного проживания каждой роли независимо от ее объема, умению существовать в единой спайке, создавая таким образом актерский ансамбль, отвечающий режиссерскому замыслу своих и приглашенных постановщиков.

Сегодня в труппе из 35 артистов – 22 выпускника актерского отделения на факультете искусств ставропольского  университета, созданного по инициативе народной артистки России Натальи Зубковой. Большое значение в этом коллективе, ничем не уступающем многим столичным театрам, играет его директор Евгений Луганский, в прошлом выпускник ГИТИСа и артист этого театра. Он также выполняет функции художественного руководителя, хотя эта должность нигде официально не прописана, а надо бы. Будучи в курсе всех театральных новинок, Евгений Иванович собирает сведения о креативных режиссерах и художниках, приглашая их на постановки, организовывает и вывозит театр на гастроли в крупные города и зарубежье, причем на средства, заработанные от проката спектаклей, идущих шесть раз в неделю с восьмью премьерами в год. Одному Богу известно, как ему удается вместе с единомышленниками держать театр не только на плаву, но и быть постоянно востребованным при заполнении зала на 80 процентов. Причем, Луганский не успокаивается на достигнутом, не боится экспериментировать, осваивать в драме музыкальные жанры, где артисты должны и способны петь.                

  Так в конце апреля на сцене Ставропольского театра состоялась громкая премьера классического мюзикла "Дубровский" по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина в постановке приглашенного из Минска Михаила Ковальчика с музыкой композитора Кима Брейтбурга.

Казалось в драматическом театре такой крупномасштабный авторский проект невозможен. Ведь он был рассчитан на профессиональных вокалистов с записью живого оркестра и виртуозной пластической хореографией, живописными декорациями и художником по свету, а также отлично сшитыми   стилизованными костюмами. К счастью, мои опасения не сбылись. Драматические артисты совершили невозможное без специального музыкального образования.

 Это была не обычная бытовая история о властном помещике Троекурове, погубившем старого друга Андрея Дубровского и отобравшем у него незаконным путем поместье с крепостными, а также отомстившего за смерть отца его сына Владимира Дубровского. Либретто Карена Кавалеряна  пронизано символической притчей в формате мюзикла с рассказчиком Константином Юрченко, оперными монологами действующих лиц в разразившемся конфликте.

   Важную роль в спектакле играет крепостной люд. Не просто статичная массовка, заполняющая пространство сцены, как часто бывает в исторических спектаклях, а главное действующее лицо, олицетворяющее русский бунт бессмысленный и беспощадный, решенный в брутальном рисунке хореографа Юлии Михайловой.  До поры, до времени эта масса угрожающее молчит, прислушивается, копит силы, чтобы взорваться подобно тлеющему вулкану, и вот уже раскаленная лава мчится, сметая все на своем пути во главе с беспощадной Егоровной, пьянеющей от крови. Именно актриса Полина Полковникова задает бешенный темпо-ритм этой неукротимой стихии.

В свою очередь приехавший из Петербурга Владимир Дубровский, желая наказать Троекурова, даже не подозревает, какого "зверя" разбудил, разрывая все связи с тем обществом, к которому принадлежал.

Первая часть спектакля по характеру описательно ностальгическая, наполненная прощанием с привычным образом жизни местных помещиков. Троекуров гордится своей благоустроенной псарней, шикарными банкетами с шампанским и красавицей дочерью Машей, не подозревая какой страшный "подарок" приготовила ему судьба в лице Владимира Дубровского, проникшего в его дом под видом учителя-француза. Облаченный безмерной властью над людьми, ему неведомо сострадание и жалось, разве только к маленькой собачонке на своих руках. Артист Александр Ростов создает классический образ самодура, тщеславного и самонадеянного баловня удачи, что также закодировано в его музыкальной партитуре композитором Брейтбургом. Он настолько "закусил удила", что, между прочим, оскорбляет старшего Дубровского, для которого честь и не запятнанное имя дороже любого злата. Для исполнителя этой роли Игоря Барташа прощание с сыном на смертном одре является высшей точкой всей его прошедшей жизни. Голоса отца и сына сливаются в трагически возвышенном дуэте, уносятся ввысь к небесам, где право судить принадлежит Всевышнему.

Владимир Дубровский не послушался отца и не простил обидчика, горячая кровь победила холодный рассудок, за что он потом и поплатился, влюбившись в дочь Троекурова и потеряв ее навсегда. Александр Кошелевский играет романтичного героя, оказавшегося в сложных обстоятельствах выбора между долгом отмщения за оскорбленную честь отца и любовью к дочери своего заклятого врага.

Для Александра Пушкина, как и для режиссера Михаила Ковальчика тема человеческого достоинства всегда была очень важной, за что можно и жизнью поплатиться. Владимир Дубровский расплатился  разбитым сердцем и вечным одиночеством, ибо по мнению автора никому не позволено нарушать обет венчания перед алтарем. Он явился слишком поздно, и спасти трепетную Машу в исполнении Елены Днепровской уже невозможно, поскольку обряд венчания с великосветским князем состоялся, и девушка должна остаться верной клятве и жениху.

 К такому трагическому финалу приводит своих героев Александр Пушкин, послуживших благодатным материалом для сочинения мюзикла Кима Брейтбурга, воплощенного Михаилом Ковальчиком на сцене Ставропольского академического театра имени Михаила Лермонтова. По-моему, это коллективное творение вправе претендовать на "Золотую маску" в номинации музыкальных спектаклей, но это придется решать приглашенным экспертам.

Автор статьи: Любовь Лебедина. Ставрополь- Москва.

Автор Фото: Юрия Скибина.

Темы: Культура
Все новости Последние новости