18 мая 2018, 11:38

ЛЕТО В КАННЕ

71-й Каннский фестиваль (8-19 мая) еще не завершился, но уже сейчас можно сказать с полной уверенностью, что его конкурсная программа стала одной из самых интересных и ярких за последние несколько лет.  

ЛЕТО В КАННЕ

 

Лето на Круазетт принесли ни календарь, ни погодные условия – лето на Каннский кинофестиваль принес одноименный фильм Кирилла Серебренникова. Лето ясное, светлое, солнечное. И очень теплое. Такова атмосфера фильма "Лето", основанного на воспоминаниях Натальи Науменко, одной из сторон треугольника, две другие которого составляют легенды русского рока – Майк Науменко и Виктор Цой.  Картина Серебренникова, показанная в самом начале, прозвучала удивительно свежо, искренне, жизнеутверждающе, задав тон всему фестивалю.

Фильм японца Хирокадзу Корээда "Магазинные воришки" отсылает к лучшим фильмам великого Ясудзиру Одзу, который всю жизнь снимал один и тот же очень простой фильм – о семье, о семейных отношениях. Огромная семья фильма Корээда – от мала до велика - странная, вначале мы лишь догадываемся, а к концу получаем подтверждение того, что их всех (почти) не связывают родственные узы. Но глубокая человеческая привязанность друг к другу этих бедняков, которые вынуждены приворовывать еду в супермаркетах (здесь и "ничейная бабушка", и чудесная девочка, которую ненавидят собственные родители и которую отец "нашего" семейства, который вовсе не отец, с сыном, который ему вовсе не сын, подбирают на каком-то балконе), солидарность, рождают настоящую Семью. Здесь все заботятся друг о друге, здесь своих не бросают.  И здесь важно все, Корээда строит этот Дом из крошечных деталей, которые трогают, задевают за живое и запоминаются. "Ничейная бабушка" вместе со всем семейством сидит на берегу, рассматривает свои руки и охает, ну, надо же, откуда берутся эти старческие пятна, надо бы от них избавиться, засыпает их песком, так тихо Корээда подводит нас к ее уходу из жизни… В других "частях" этой семьи жизнь, напротив, продолжается – замотанный вечным безденежьем, выглядящий гораздо старше своих лет отец семейства, оказывается, еще полон мужских сил, сцену его близости с женой Корээда снимает удивительно трогательно, деликатно…

Каким-то странным образом "Лето" и "Магазинные воришки" перекликаются с французской картиной Стефана Бризе "На войне", также одной из самых ярких картин каннского конкурса. Видимо, потому что она, как и две предыдущие, "задевает за живое". Речь в ней тоже идет о солидарности, "об отношениях", отношениях внутри профсоюзного движения. О борьбе за простое человеческое желание – иметь работу, чтобы кормить семью, чтобы приходить домой усталым, но знать, что ты сделал все, чтобы жизнь продолжалась. Два часа непрерывной идеологической схватки, схватки двух интересов, "труда и капитала". Закрывается завод, который обеспечивает практически всех жителей маленького городка работой. Профсоюзные лидеры борются за права рабочих, два часа непрерывного разговора (казалось бы, что тут интересного для зрителей?) проходят как одна минута. Виртуозная режиссура.  В центре "схватки" - Венсан Линдон, блестящий актер, который, так же, как и актерский ансамбль "Магазинных воришек", безусловно, претендует на актерский приз. Драма к финалу фильма перерастает в трагедию. Герой Линдона, который был так красноречив, защищая других, не может найти ни одного слова, чтобы защитить себя…

В Канне, следуя веяниям времени, много говорят о гендерном равенстве, устраивают конференции (конечно, не забывают и о харрасменте), подсчитывают, сколько фильмов снято женщинами-режиссерами, сколько женщин в процентном отношении к общему составу в жюри, "ставят на вид" программному директору Тьерри Фремо за то, что он нарушает гендерный баланс. Надо думать, что одно место в списке призеров непременно ждет одного из режиссеров, которые представляют бывший слабый пол (Еву Хассон -  "Девушки солнца", Аличе Рорвахер – "Счастлив как Лазарро" или Надин Лабаки – "Капернаум"). Посмотрим, ждать осталось недолго. И все же – рискуя прослыть ретроградом, должна заметить, что эти три фильма – далеко не самая лучшая часть конкурса, несмотря на всю их актуальность и остроту.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости