21 мая 2018, 12:06

Канн-71: о людях и зверях

Сегодня актриса Самал Еслямова проснулась знаменитой!". Наконец-то у нас появилась возможность произнести эту волшебную фразу! 

Канн-71: о людях и зверях

 

33-летняя Самал Еслямова, родом из Петропавловска, что на севере Казахстана, получила приз за лучшую женскую роль на главном кинофоруме мира – Каннском кинофестивале. В картине Сергея Дворцевого "Айка", показанной в самом конце фестиваля, она сыграла роль киргизской девушки, которая приехала за счастьем в Москву, родила и оставила ребенка в роддоме. Вспоминается "Пустой дом" Нурбека Эгена, который уже 10 лет назад остро поставил проблему мигрантов в бывшем СССР – там так же бродила по кругам мигрантского ада киргизка, приехавшая в Москву в поисках лучшей жизни, родившая и продавшая своего ребенка.

Аналогичные сюжеты – свидетельство их типичности и актуальности, которая со временем только возрастает.

Фильму Дворцевого и его актрисе десять минут, стоя, аплодировала потрясенная каннская публика (здесь не принято скрывать свои эмоции). Такого успеха у нашей актрисы не было, пожалуй, со времен Татьяны Самойловой.

Самал Еслямова, между тем, лицо, уже знакомое каннской публике. В 2008 году она, тогда еще студентка ГИТИСа, появилась на каннском экране в фильме Сергея Дворцевого "Тюльпан", который стал победителем второй по значимости программы "Особый взгляд". Но до восхождения по 24-м ступенькам знаменитой Каннской лестницы оставалось еще целых десять лет!

В ситуации острой конкурентной борьбы  (большинство критиков, к которым я присоединяюсь, сошлись на том, что давно в Канне не было столь сильной конкурсной программы, как в этом году) Золотая пальмовая ветвь 71-го Каннского кинофестиваля досталась фильму "Магазинные воришки" Хирокадзу Корээда. Браво, жюри! На мой взгляд, фильм Корээда, безусловно, был вершиной Каннского конкурса.  

55-летний прославленный мастер японского кинематографа, один из самых тонких его авторов, глубоко, начиная с фильма "После смерти", вторгающийся в самые главные темы искусства – жизнь, смерть, память, в этой картине показал себя, как  продолжатель славных традиций великого Ясудзиро Одзу. О творчестве Одзу писали, что он, изображая повседневный семейный быт, избегает прямого комментария, фиксирует ничем, казалось бы, не примечательные домашние дела, как религиозные обряды. То же можно сказать и о Корээда, о его подробном рассказе о прибившихся друг к другу бедняках, которые стали одной семьей. В ней любовь и сочувствие объединяют представителей всех поколений – от мала до велика – прочнее, чем родственные узы.

Программа, состоящая из 21-го фильма, действительно, была очень сильной, но количество призов, увы, небезгранично, приходилось выбирать. (Хотя, что случается нечасто, жюри разделило сценарный приз и попросило у руководства разрешения вручить еще один дополнительный приз).

Сценарный приз экс-экво был поделен между фильмами "Счастливый Лазарь" итальянки Аличе Рорвахер и "Три лица" иранца Джафара Панахи. В обоих случаях режиссеры являются сценаристами, так что призы можно считать наградами за их авторское кино. Фильм Аличе Рорвахер, которую называют главной надеждой итальянского кино,  – о дружбе между простодушным сельским парнем и наследником "местного престола" - успешно продолжает традиции сельских фильмов итальянского неореализма, во всяком случае, в первой его половине. Картина "Три лица" с участием самого Панахи рассказывает простую, трогательную историю о девушке, которой семейство, придерживающееся строгих традиций, не разрешило учиться  в консерватории.

Специальный (дополнительный) приз был вручен классику "новой волны" Жану-Люку Годару за фильм "Образ и речь" в знак признания его заслуг перед французским и мировым кинематографом.

Гран-при 71-го Каннского кинофестиваля (второй по значению приз) был вручен Спайку Ли за черную комедию "Черный клановец" о том, как афро-американец умудрился внедриться в самое сердце расистской организации (в фильме, в числе прочего, недобрым словом поминают и "Рождение нации" Гриффита, воспевшее ку-кукс-клан).

Приз за лучшую режиссуру получил поляк Павел Павликовский за фильм "Холодная война" -  "о невозможной любви в невозможные времена".

Приз жюри вручили ливанке Надин Лабаки за бесконечно растянутый и сентиментальный фильм "Капернаум" на тему "униженных и оскорбленных" детей.

На картину Маттео Гарроне "Догмен" ("Собачник") владельцы мохнатых питомцев шли с опаской, поскольку заранее знали, что речь идет о насилии. Но, оказывается, животные, даже самые агрессивные, ничто, по сравнению с человеческой злобой, которой нет пределов. И тогда в душе даже самого тихого, самого скромного - доброго отца и собачьего парикмахера - рождается гнев. Процесс перерождения забитого существа в яростного мстителя актер Марчелло Фонте воплотил со всей силой и энергией, что по достоинству было оценено жюри, вручившего ему приз за лучшую мужскую роль.

Остается добавить, что второму российскому фильму в конкурсе – фильму "Лето" Кирилла Серебренникова - был вручен приз за лучший саундтрек. Ее получил музыкант Рома Зверь (Роман Билык) из группы "Звери", который сыграл в фильме Майка Науменко, друга Виктора Цоя.

Автор статьи: Евгения ТИРДАТОВА  

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости