29 мая 2018, 14:40

В чеховском МХТ своих не забывают.

Есть в театре такая должность – заведующий литературной частью, и хотя во многих коллективах ее упразднили по распоряжению министерства культуры, как будто литература не является главной составляющей творческого процесса, то в Московском художественном театре ее сохранили, не из протеста, мол нам виднее, а потому, что без энциклопедически образованного Николая Михайловича Шейко невозможно представить, кто же будет консультировать продвинутых режиссеров, советовать, какие пьесы сегодня нужно ставить на легендарной сцене, не опускаясь до массовой культуры. 

В чеховском МХТ своих не забывают.

  Николай Шейко в течение многих лет в разных городах, включая Санкт-Петербург, Ригу, Таллин, Минск, ту же Москву поставил 100 спектаклей. При Олеге Николаевиче Ефремове он тоже состоял в штате режиссеров с 1992-го года, и многие театральные гурманы хорошо помнят такие его спектакли, как "Блаженный остров" Саввы Кулиша, "Маскарад" Михаила Лермонтова, "Сон в летнюю ночь" Вильяма Шекспира, "Венецианского антиквара" Карло Гольдони, "Учителя словесности" Валерия Семеновского по Федору Сологубу. Одним из главных выразителей его художественных идей был несравненный Виктор Гвоздицкий. Это взаимопонимание и ощущение неразрывной, я бы сказала, космической связи двух равновеликих Художников  с большой буквы началось еще в Рижском ТЮЗе у Адольфа Шапиро, когда Шейко ставил "Зеленую птичку" Карло Гоцци. Поэтому, когда в 2007-ом году народный артист России в 55 лет ушел из жизни, это стало самым страшным ударом для Николая Михайловича Шейко, потому что равных ему по актерскому мастерству он больше не встречал.

   Время летит неумолимо, не делая никому исключений, и все-таки трудно поверить, что 24 мая этого года истинному носителю духовной культуры исполнилось 80 лет. По этому поводу в портретном фойе МХТ собрались почитатели большого таланта Николая Шейко, чтобы поздравить его с юбилеем и просто поговорить по душам, поскольку случайных людей тут не было, а были те, кто разделяет его взгляды на искусство, кто тоскует по истинно художественному театру без зазывного эпатажа и лежащих на поверхности провокаций.

   Вел "юбилейный  дневник", я бы так назвала эту встречу, замечательный актер и режиссер Игорь Золотовицкий, напоминая доброго домового, которому не нужны шпаргалки, поскольку он в курсе всех событий, связанных с творческой биографией последователя Всеволода Мейерхольда и Леся Курбаса. Ведь Николай Михайлович в 1962-ом году  окончил режиссерского отделение Харьковского театрального института, а в этом городе все было пропитано памятью великого реформатора, погибшего на Соловках при сталинском режиме. Вот откуда протянулись ниточки к драматургии Александра Володина, которого он ставил четыре раза, вот почему его увлекли "Беседы с Сократом" Эдварда Радзинского, где автор рассуждает о природе власти, вот почему возник "Унтиловск" Леонида Леонова, в то время, как  другие режиссеры не решались ставить эту пьесу.

    Впервые на этом вечере выступил новый худрук МХТ Сергей Женовач. Чувствовалось, что он волнуется и каждое слово взвешивает, назвав Шейко человеком – легендой, образцом интеллигентности и вкуса, подарив юбиляру, прослужившем у в Художественном театре 25 лет, золотые запонки.  Насмешил всех до слез драматург и театральный деятель Валерий Семеновский, сочинивший веселый спич по поводу поведения непредсказуемого друга в телефонных разговорах, которые начинаются с минорного настроения и заканчиваются гневными обвинениями в адрес ничего не понимающих в искусстве дилетантов. А знаменитый театровед, историк МХАТа Анатолий Смелянский по скайпу из далекой Калифорнии с бокалом красного вина посоветовал своему коллеге откупорить шампанского бутылку и перечесть "Женитьбу Фигаро". Впрочем, перечитывать Бомарше ему не надо, поскольку изучил его творчество вдоль и поперек, к тому же он единственный в театральной тусовке, кто знает чем отличается  Карл Гоцци от Карло Гольдони, ведь итальянский театр Дель арте – его постоянная любовь.

      Немало удивило юбиляра выступление режиссера и актрисы Марины  Брусникой, когда-то игравшей в его спектакле "Учитель словесности" и записывающей за ним на репетициях крылатые выражения. К  примеру: "объявляется урологический перерыв" или "коэффициент плевательной активности" и многое, многое другое. Давняя любимица публики и критиков Наталья Тенякова поделилась воспоминаниями по поводу первой читки  "Блаженного острова", где ей предстояло играть мать, а Шейко ждал несколько минут, когда же она начнет читать, понимая, что актриса не готовилась к этой роли. Михаил Левитин, художественный руководитель "Эрмитажа", знакомый с Шейко сто лет, подчеркнул мягкий и хитрый юмор этого человеке-оркестре, не желающего никого обижать и вместе с тем никогда не поступающийся своими принципами. И у меня закралась такая мысль: может быть новый худрук МХТ предложит Николаю Михайловичу поставить спектакль, ведь он, по сути, представляет то самое поколение ревностных сторонников истинно психологического театра с легким дыханием, к которому принадлежал его учитель Петр Фоменко...

Автор статьи: Любовь Лебедина.

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости