30 мая 2018, 09:24

Завещание Анджея Вайды

В московском кинотеатре "Пять звезд на Павелецкой" состоялось закрытие одиннадцатого фестиваля польского кино "Висла".

Завещание Анджея Вайды

  В конкурсной программе участвовало двенадцать игровых картин, снятых за последние два года. По количеству показов нынешний фестиваль оказался значительнее и масштабнее любой недели зарубежных фильмов – формата, давно практикующегося в российской столице и знакомящего зрителей с новинками мирового кино. Жюри фестиваля, состоящее из трех человек – возглавившего его критика Виктора Матизена, актрисы Ольги Лапшиной и режиссера Михаила Сегала, подвело итоги смотра. На этот раз главный приз с формулировкой "За мастерское совмещение детектива и социально-психологической драмы" достался картине Мацея Пепшицы "Я – убийца", интригующе рассказывающей о поиске маньяка, убивающего женщин. Но в фильме важно не столько успешное завершение операции, сколько перерождение руководителя следственной группы под воздействием неудержимого стремления сделать карьеру и коррумпированности, и тогда возникает вопрос: а того ли поймали и кто виновен на самом деле – душегуб или те, кто призван соблюдать закон. Приз за лучшую мужскую роль жюри присудило Якубу Гершалу, сыгравшему главного персонажа в фильме Лукаша Пальковского "Лучше всех". Кстати сказать, в польском кинематографе этот молодой актер, похоже, нарасхват: его можно было увидеть еще и в картинах "Между слов" и "След зверя", тоже участвовавших в конкурсе фестиваля. "След зверя" к тому же получил приз зрительских симпатий. Одновременно актрису Агнешку Мандат, сыгравшую в этой ленте, наградили призом за лучшую женскую роль. "След зверя" – побывавшая на МКФ в Берлине новая работа известного режиссера Агнешки Холланд, поставившей ее вместе с Касей Адамик. Это история пенсионерки-учительницы, взявшей под защиту живую природу маленького населенного пункта, расположенного рядом с лесом, обитателей которого нещадно уничтожают местные охотники, причем уважаемые люди, занимающие важные общественные посты. Поначалу невозможно предположить, кто убивает самих охотников, обезображенные трупы которых находят то под деревьями, то в ямах – их количество нарастает вместе с количеством убитых животных. Защитница не раз обращалась к полицейским, чтобы те приняли меры, поскольку охотники не соблюдают законов, где четко прописаны сезоны охоты на определенного зверя. На ее обращения блюстители порядка ни разу не откликнулись и не приняли никаких мер. И тогда пенсионерка, однажды не обнаружившая дома двух своих собак, сама решает бороться с браконьерами их же способом. Из флэшбеков становится ясно, кто приложил к этому руку. Надо сказать, что после того, как становится известным, кто мстит за убитых зверей, название картины воспринимается двусмысленно: кто же этот "зверь" – беспощадные охотники или наша пенсионерка, так же беспощадно расправляющаяся с ними? На этот вопрос должен ответить сам зритель.

  Специальный при жюри с формулировкой "За неповторимый интеллектуальный тандем режиссера и актера" присужден биографической драме "Послеобразы" классика польского и мирового кинематографа Анджея Вайды, которого не стало в 2016 году. Картина основана на фактах жизни Владислава Стржеминского, художника-авангардиста, бывшего офицера русской армии, который в годы Первой мировой войны был тяжело ранен и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. События фильма происходят в 1948 – 1952 годах в Польше. Главный герой преподает в Художественной академии в Лодзи, студенты его боготворят, считая "мессией современной живописи". Он из тех немногочисленных творческих интеллигентов, которые идут собственным творческим путем, не прогибаясь под власть, вопреки директивам господствующей в то время компартии, зорко следящей, чтобы художники беспрекословно следовали одному направлению. Судьба художника трагична: власть отстраняет его от преподавания в академии за несоответствие догмам и принципам вездесущего соцреализма, исключает из союза художников, уничтожает его экспозицию в музее, конфискует жилье, угрожает жизни его родных, и не имеющему средств к существованию ему только и остается, что работать в рекламе, оформлять витрины магазинов. Актер Богуслав Линда в этой роли сыграл сопротивление бездарной коммунистической машине, сметающей всякое свободомыслие на своем пути, стремящейся сломать, согнуть любого, кто ей не подчиняется, приспособить под себя, причесать под одну гребенку. Анджей Вайда и в последней своей картине остался верен главной своей теме – художник и власть, которой посвящены такие его фильмы, как "Человек из мрамора" и "Человек из железа", всякий раз напоминая о свободе, которую он отстаивал своим искусством. И "Послеобразы" можно считать его завещанием о том же.

  После московских показов фестиваль "Висла" состоится во многих российских городах. До ноября 2018 года он пройдет в Екатеринбурге, Барнауле, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Оренбурге, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Петрозаводске и Бийске.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости