9 июля 2018, 16:40

Кинематограф Бергмана и Климова на канале "Россия К"

14 июля 2018 года исполняется сто лет со дня рождения Ингмара Бергмана (1918 – 2007), выдающегося шведского кино- и театрального режиссера, сценариста, драматурга, четырехкратного обладателя премии "Оскар" и семикратного лауреата самого престижного в мире Каннского МКФ.

Кинематограф Бергмана и Климова на канале "Россия К"

На канале "Россия К" эту дату отметят документальной лентой "В поисках Бергмана" (11 июля, 20.55) и игровой картиной классика "Фанни и Александр", которая будет демонстрироваться 14-го и 15 июля в 22.45.

В искусство приходят по-разному, в том числе и в кинематограф. Для Бергмана импульсом к будущей профессии стало детское впечатление, когда однажды в гостях он увидел кинопроектор. "Мной овладела лихорадка, которая так никогда и не прошла", – позднее признался режиссер, появившийся на свет в шведском городе Уппсала в семье лютеранского пастора и считавший, что именно религиозное воспитание сформировало его нравственные принципы и повлияло на творчество.

Ингмар Бергман снял более шестидесяти художественных и документальных фильмов для кино и телевидения, при этом одновременно был автором сценария к большинству из них. Мировое признание ему принесли такие картины, как "Земляничная поляна", "Седьмая печать", "Улыбки летней ночи", "Причастие", "Молчание", "Персона". На его счету более ста семидесяти театральных постановок.

Режиссер всегда считал, что кинематограф способен передавать и реальную жизнь, и внутреннее человеческое состояние, движение души, тончайшие психологические нюансы. Поэтому он доверял кинематографу свой образный мир и своих героев с их непростыми отношениями друг с другом, напряженными чувствами и рефлексиями. Художественной вселенной режиссера как раз и посвящен документальный фильм "В поисках Бергмана", авторы которого попытались пуститься в путешествие по следам пребывания режиссера, обнаруживая источники его вдохновения и в реальных местах – скажем, в Стокгольме или на острове Форё, и открывая связи между бытом и бытием в созданном им художественном мире. В фильме участвуют жители Стокгольма и острова Форё, а также специалист по современному искусству Марина Авидан и экскурсовод музея Бергмана – Пеэтер Умблиа,специалист по творчеству режиссера, знавший его лично.

"Фанни и Александр" – фильм-роман, фильм-сказка, фильм-воспоминание. Это самый простой и самый личный фильм Бергмана, который он называл итогом своей жизни

кинорежиссера. У этой ленты 23 награды, да каких! Среди них четыре "Оскара", "Золотой глобус", премия БАФТА, "Сезар", три "Давида Донателло" (все присуждены в 1984-м), приз Венецианского МКФ (1983).

На этой неделе канал "Россия К" отмечает и 85-летие со дня рождения режиссера Элема Климова (1933 – 2003), памяти которого посвящена программа "Больше, чем любовь" (10 июля, 11.15), рассказывающая о двух кинорежиссерах, двух независимых творческих личностях – Элеме Климове и Ларисе Шепитько. Они были поразительной семейной и творческой парой, искавшей друг в друге смыслы и вдохновение. Однако каждый из них делал свое неповторимое кино, и в нашем кинематографе они остались по-отдельности – со своей темой, индивидуальной творческой манерой, неосуществленными замыслами…

За свою творческую жизнь Элем Климов снял всего шесть картин, но каждая из них стала вехой в истории советского кинематографа, отличаясь честностью и бескомпромиссностью, непременно вызывая нарекания, а иногда и категорическое возражение со стороны чиновников, работавших в те времена в киноотрасли. Но по-другому он снимать не мог. Первым полнометражным фильмом Климова была комедия "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", имевшая большой успех у зрителей. Но его следующий фильм – "Похождения зубного врача", в 1967 году выйдя на экраны ограниченным прокатом, сразу после этого был"положен на полку" на целых двадцать лет. Незатейливая на первый взгляд история про обыкновенного доктора, на самом деле притча о судьбе таланта, о сущности человеческого призвания, а также о разрушающей силе человеческой зависти. Картина решена в оригинальном эксцентрично-музыкальном ключе, балансируя то на грани пародии, то печальной серьезности. Именно в ней задолго до рязановского "Служебного романа", появился актерский дуэт Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих. И сегодня, несмотря на кардинально переменившееся время, фильм не утратил ни своего очарования, ни актуальности.

Автор статьи: Антонина Крюкова

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости