4 сентября 2018, 17:47

МХТ имени Чехова в ожидании кардинальных перемен.

2 сентября в МХТ имени Чехова состоялся сбор труппы накануне 121-го театрального сезона с новым худруком-директором Сергеем Женовачем. В этот же день вечером на основной сцене актеры сыграли премьеру "Человек из рыбы" по пьесе Аси Волошиной в постановке Юрия Бутусова, а на малой сцене показали "Дуэль" Антона Павловича Чехова в режиссуре Антона Яковлева.  

МХТ имени Чехова в ожидании кардинальных перемен.

 Казалось, все было, как всегда. По трансляции звучал прощальный марш из "Трех сестер", в первом ряду расположились прославленные мастера сцены, ряды которых значительно поредели в силу времени, ну, а партер заполнили 130 артистов огромной труппы со званиями и без. И все-таки все было не как прежде. В воздухе витала другая атмосфера, не озорная и шутейная, как при Олеге Табакове, а деловая, настороженная и осторожная. Да, это и понятно, "новая метла, извините, всегда по-новому метет", к тому же Женовач не актер и играть роль массовика-затейника не умеет, поэтому юмор приберегает для дальнейших постановок.

Новый худрук не стал пугать актеров сокращениями, а также режиссерам советовать искать другие места для реализации своих замыслов. Он всего лишь предложил им вернуть идущим спектаклям режиссерскую культуру, что-то уточнить, добавить, так как в процессе эксплуатации спектаклей  многое теряется, идет не по той колее. Таким образом, в течение года репертуар театра останется прежним, ну, а дальше видно будет, что делать с 70-тью представлениями, используя эволюционный принцип отсева. (Пока Женовач посмотрел только 26 спектаклей, некоторые из которых давно морально устарели, где исполнители существуют, "как Бог на душу положит").

  Подобного рода чистка давно назрела. Конечно, она больно ударит по тем, кто годами играет одну и ту же роль, обрастая штампами словно ракушками. Принцип неприкасаемости заденет и тех режиссеров, которые внутри МХТ создали свой театр с группой понятливых артистов. Как не крути, как не проявляй толерантность, но в искусстве действует своя шкала художественных ценностей и каждый режиссер вправе отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, худрук выбирает постановщиков, близких ему по духу, исповедующих ту же эстетику, что и он. И в этом плане Женовач не исключение, он не хочет быть пушистым и добреньким для всех, так как у него – свой  жесткий взгляд на современный театр. Именно поэтому приглашает на постановку двух спектаклей Дмитрия Крымова, недавно покинувшего "Школу драматического искусства". Это "Сережа" по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина" и инсценированный роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Мария Брусникина очень близкая Сергею Женовачу по образному решению литературных текстов, в ноябре выпустит на малой сцене спектакль "Офелия боится воды" по пьесе Юлии Тупикиной. А в декабре известный хореограф и режиссер Алла Сигалова, задействовав молодежный состав труппы, порадует зрителей феерической пластикой в представлении "ХХ век. Бал".

   Начиная с января следующего года, когда более не менее обозначатся приоритеты нынешнего общедоступного художественного театра, Сергей Женовач приступит к репетициям "Бега" по Михаилу Булгакову, которого уже ставил на этой сцене, получив массу положительных рецензий на "Белую гвардию". Будучи под большим впечатлением от "Осенней сонаты" молодого режиссера Екатерины Половцевой в "Современнике", Женовач рискнул доверить ей "Венецианского купца" Вильяма Шекспира.  Ну, а только, только начинающий режиссер Айдар Заббаров, уже заявивший о себе в провинции, собирается выпустить на малой сцене "Белые ночи" Федора Достоевского. Питерский режиссер Виктор Крамер с неординарным художественным мышлением предлагает театру подумать по поводу "Иуда Искариота" Леонида Андреева.

   Так что предстоящий сезон в МХТе сулит большие перемены, я бы сказала в духе бархатной революции, но в своих начинаниях Сергей Женовач будет не одинок, рядом с ним будут его первый заместитель Марина Андрейкина, главный художник Александр Боровский, с ним поставлен не один замечательный спектакль и все те, кому есть что сказать в новом МХТэ имени Чехова.

Автор статьи: Любовь Лебедина.       

 

Темы: Культура
Все новости Последние новости